100 влажности

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

Насыщенный пар, влажность воздуха

Сегодняшний урок мы посвятим обсуждению такого понятия, как влажность воздуха, и методам ее измерения. Основным явлением, влияющим на влажность воздуха, будет процесс испарения воды, о котором мы уже говорили ранее, а важнейшим понятием, которое мы будем использовать, будет насыщенный и ненасыщенный пар.

Если выделять различные состояния пара, то они будут определяться тем, в каком взаимодействии пар находится со своей жидкостью. Если представить, что некоторая жидкость находится в закрытом сосуде и происходит процесс ее испарения, то рано или поздно этот процесс придет к состоянию, когда испарение в равные промежутки времени будет компенсироваться конденсацией и наступит так называемое динамическое равновесие жидкости со своим паром (рис. 1).

Рис. 1. Насыщенный пар

Определение.Насыщенный пар – это пар, находящийся в термодинамическом равновесии со своей жидкостью. Если же пар не насыщенный, то такого термодинамического равновесия нет (рис. 2).

Рис. 2. Ненасыщенный пар

С помощью этих двух понятий мы и будем описывать такую важную характеристику воздуха, как влажность.

Определение.Влажность воздуха – величина, указывающая на содержание в воздухе водяного пара.

Возникает вопрос: почему же понятие влажности является важным для рассмотрения и каким образом водяные пары попадают в воздух? Известно, что большую часть поверхности Земли занимает вода (Мировой океан), с поверхности которой непрерывно происходит испарение (рис. 3). Безусловно, в различных климатических зонах интенсивность этого процесса различна, что зависит от среднесуточной температуры, наличия ветров и т. п. Эти факторы обуславливают тот факт, что в определенных местах процесс парообразования воды более интенсивен, чем ее конденсация, а в некоторых – наоборот. В среднем же можно утверждать, что пар, который образуется в воздухе, не является насыщенным, и его свойства необходимо уметь описывать.

Рис. 3. Испарение жидкости (Источник)

Для человека величина влажности является очень важным параметром окружающей среды, т. к. наш организм очень активно реагирует на ее изменения. Например, такой механизм регуляции функционирования организма, как потоотделение, напрямую связан с температурой и влажностью окружающей среды. При высокой влажности процессы испарения влаги с поверхности кожи практически компенсируются процессами ее конденсации и нарушается отвод тепла от организма, что приводит к нарушениям терморегуляции. При низкой влажности процессы испарения влаги превалируют над процессами конденсации и организм теряет слишком много жидкости, что может привести к обезвоживанию.

Величина влажности важна не только для человека и других живых организмов, но и для протекания технологических процессов. Например, из-за известного свойства воды проводить электрический ток ее содержание в воздухе может серьезно влиять на корректную работу большинства электроприборов.

Кроме того, понятие влажности является важнейшим критерием оценивания погодных условий, что всем известно из прогнозов погоды. Стоит отметить, что если сравнивать влажность в различные времена года в привычных для нас климатических условиях, то она выше летом и ниже зимой, что связано, в частности, с интенсивностью процессов испарения при различных температурах.

Абсолютная влажность воздуха

Основными характеристиками влажного воздуха являются:

  1. плотность водяного пара в воздухе;
  2. относительная влажность воздуха.

Воздух является составным газом, в нем содержится множество различных газов, в том числе водяной пар. Для оценивания его количества в воздухе необходимо определить, какую массу имеют водяные пары в определенном выделенном объеме – такую величину характеризует плотность. Плотность водяного пара в воздухе называют абсолютной влажностью.

Определение.Абсолютная влажность воздуха – количество влаги, содержащейся в одном кубическом метре воздуха.

Обозначениеабсолютной влажности: (как и обыкновенное обозначение плотности).

Единицы измеренияабсолютной влажности: (в СИ) или (для удобства измерения небольшого содержания паров воды в воздухе).

Формула вычисления абсолютной влажности:

Обозначения:

масса пара (воды) в воздухе, кг (в СИ) или г;

объем воздуха, в котором указанная масса пара содержится, .

С одной стороны, абсолютная влажность воздуха является понятной и удобной величиной, т. к. дает представление о конкретном содержании воды в воздухе по массе, с другой стороны, эта величина неудобна с точки зрения восприимчивости влажности живыми организмами. Оказывается, что, например, человек ощущает не массовое содержание воды в воздухе, а именно ее содержание относительно максимально возможного значения.

Относительная влажность воздуха

Для описания такого восприятия введена такая величина, как относительная влажность.

Определение.Относительная влажность воздуха – величина, показывающая насколько далек пар от насыщения.

Т. е. величина относительной влажности, простыми словами, показывает следующее: если пар далек от насыщения, то влажность низкая, если близок – высокая.

Обозначениеотносительной влажности: .

Единицы измеренияотносительной влажности: %.

Формула вычисления относительной влажности:

Обозначения:

плотность водяного пара (абсолютная влажность), (в СИ) или ;

плотность насыщенного водяного пара при данной температуре, (в СИ) или .

Конденсационный гигрометр

Как видно из формулы, в ней фигурируют абсолютная влажность, с которой мы уже знакомы, и плотность насыщенного пара при той же температуре. Возникает вопрос, каким образом определять последнюю величину? Для этого существуют специальные приборы. Мы рассмотрим конденсационныйгигрометр (рис. 4) – прибор, который служит для определения точки росы.

Определение.Точка росы – температура, при которой пар становится насыщенным.

Рис. 4. Конденсационный гигрометр (Источник)

Внутрь емкости прибора наливается легкоиспаряющаяся жидкость, например, эфир, вставляется термометр (6) и с помощью груши (5) через емкость прокачивается воздух. В результате усиленной циркуляции воздуха начинается интенсивное испарение эфира, температура емкости из-за этого понижается и на зеркале (4) выступает роса (капельки сконденсировавшегося пара). В момент появления на зеркале росы с помощью термометра замеряется температура, вот эта температура и является точкой росы.

Что же делать с полученным значением температуры (точки росы)? Существует специальная таблица, в которой занесены данные – какая плотность насыщенного водяного пара соответствует каждой конкретной точке росы. Следует отметить полезный факт, что при увеличении значения точки росы растет и значение соответствующей ей плотности насыщенного пара. Иными словами, чем теплее воздух, тем большее количество влаги он может содержать, и наоборот, чем воздух холоднее, тем максимальное содержание в нем пара меньше.

Волосной гигрометр

Рассмотрим теперь принцип действия других видов гигрометров, приборов для измерения характеристик влажности (от греч. hygros – «влажный» и metreo – «измеряю»).

Волосной гигрометр (рис. 5) – прибор для измерения относительной влажности, в котором в качестве активного элемента выступает волос, например человеческий.

Рис. 5. Волосной гигрометр (Источник)

Действие волосного гигрометра основано на свойстве обезжиренного волоса изменять свою длину при изменении влажности воздуха (при увеличении влажности длина волоса увеличивается, при уменьшении – уменьшается), что позволяет измерять относительную влажность. Волос натянут на металлическую рамку. Изменение длины волоса передается стрелке, перемещающейся вдоль шкалы. При этом следует помнить, что волосной гигрометр дает не точные значения относительной влажности, и используется преимущественно в бытовых целях.

Психрометр

Более удобен в использовании и точен такой прибор для измерения относительной влажности, как психрометр (от др.-греч. ψυχρός – «холодный») (рис. 6).

Рис. 6. Психрометр (Источник)

Психрометр состоит из двух термометров, которые закреплены на общей шкале. Один из термометров называется влажным, т. к. он обмотан батистовой тканью, которая погружена в резервуар с водой, расположенный на тыльной стороне прибора. С влажной ткани испаряется вода, что приводит к охлаждению термометра, процесс снижения его температуры длится до достижения этапа, пока пар вблизи влажной ткани не достигнет насыщения и термометр не начнет показывать температуру точки росы. Таким образом, влажный термометр показывает температуру меньше либо равную реальной температуре окружающей среды. Второй термометр называется сухим и показывает реальную температуру.

На корпусе прибора, как правило, изображена еще так называемая психрометрическая таблица (табл. 2). С помощью этой таблицы по значению температуры, которую показывает сухой термометр, и по разности температур между сухим и влажным термометрами можно определить относительную влажность окружающего воздуха.

Однако даже не имея под рукой такой таблицы, можно примерно определить величину влажности, пользуясь следующим принципом. Если показания обоих термометров близки друг к другу, то испарение воды с влажного практически полностью компенсируется конденсацией, т. е. влажность воздуха высокая. Если, наоборот, разность показаний термометров большая, то испарение с влажной ткани превалирует над конденсацией и воздух сухой, а влажность низкая.

Таблицы характеристик влажности

Обратимся к таблицам, которые позволяют определять характеристики влажности воздуха.

Табл. 1. Плотность и давление насыщенных водяных паров

Еще раз отметим, что, как указывалось ранее, значение плотности насыщенного пара растет с его температурой, то же самое относится и к давлению насыщенного пара.

Табл. 2. Психометрическая таблица

Напомним, что относительная влажность определяется по значению показаний сухого термометра (первый столбец) и разности показаний сухого и влажного (первая строка).

На сегодняшнем уроке мы познакомились с важной характеристикой воздуха – его влажностью. Как мы уже говорили, влажность в холодное время года (зимой) понижается, а в теплое (летом) повышается. Важно уметь регулировать эти явления, например при необходимости повысить влажность располагать в помещении в зимнее время несколько резервуаров с водой, чтобы усилить процессы испарения, однако такой способ будет эффективен только при соответствующей температуре, которая выше, чем на улице.

На следующем уроке мы рассмотрим, что такое работа газа, и принцип действия двигателя внутреннего сгорания.

Список литературы

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Стр. 48: вопросы № 1-5. Перышкин А.В. Физика 8. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Если дуть на горячий чай, он быстрее остынет. Почему?
  3. Почему во влажном воздухе зной переносить труднее, чем в сухом?
  4. В закрытом сосуде объемом 2 л находится водяной пар массой 12 г. До какой температуры надо охладить сосуд, чтобы в нем выпала роса?
  5. При температуре относительная влажность воздуха в помещении равна 70 %. Какова масса росы, выпавшей из воздуха после понижения температуры до ?

Молекулярная физика. Влажность воздуха.

Влажность воздуха — это содержание в воздухе водяного пара.

Окружающий нас атмосферный воздух вследствие непрерывного испарения воды с поверхности океанов, морей, водоемов, влажной почвы и растений всегда содержит в себе водяные пары. Чем больше водяных паров находится в определенном объеме воздуха, тем ближе пар к состоянию насыщения. С другой стороны, чем выше температура воздуха, тем большее количество водяных паров требуется для его насыщения.

В зависимости от количества водяных паров, находящихся при данной температуре в атмосфере, воздух бывает различной степени влажности.

Количественная оценка влажности.

Для того чтобы количественно оценить влажность воздуха, пользуются, в частности, поняти­ями абсолю­тной и относительной влажности.

Абсолютная влажность — это количество граммов водяного пара, содержащееся в 1 м3 возду­ха при данных условиях, т. е. это плотность водяного пара ρ, выраженная в г/м3.

Относительная влажность воздуха φ — это отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρ0 насыщенного пара при той же температуре. Относительную влажность выражают в процентах:

.

Концентрация пара связана с давлением (p0 = nkT), поэтому относительную влажность можно определить как процентное отношение парциального давления p пара в воздухе к давлению p0 насыщенного пара при той же температуре:

chemtrails_ru

Мой комментарий-пояснение перед статьей.
«Считается,что для нормального самочувствия человека относительная влажность должна быть40-60%».
А в Москве, в том числе, за счет круглосуточного и круглогодичного полива улиц и дворов влажность держат на уровене примерно 90% а то и 100% . Влажность создают и осадки из облаков, конечно. Но облака образуются, в том числе, из испарений с земли. И облаками управляют — химиотрассы-химтрейлы + хаарпы.
В Москве (в частности) в последние годы улицы, тротуары в любое время года «влажные», а часто и с лужами. И это не от естественных осадков, а от искусственного полива, организуемого властью города. Мы давно забыли про серый асфальт. Он постоянно черный- от влаги.
Я спрашивал дворников, зачем они сыпят химию зимой, когда легче убрать лопатой и метой? — «Нам приказано, чтобы асфальт был ЧЕРНЫМ». То есть, влажным
Не только водою поливают улицы и тротуары города. В воду добавляют химию. Летом, якобы, какой-то «химдор» для «мытья улиц. Зимою, осенью, весною — масса химических веществ.
«Химия» ест не только обувь и машины. Она ест нас. Ведь это все испаряется в воздух, мы этим дышим. Что не испарилось- идет в почвенные воды, в реки, озера. Идет туда, где мы купаемся, откуда пьем, берем воду для всех нужд.
Ни на одном сайте «про погоду» не найти влияние влажности на ощущение холода или жары. Только ветер..
Над станциями метро раньше показывали температуру воздуха. Убрали. А ведь надо бы было добавить к температуре и влажность, и давление атмосферное.
«Кто не понял».
Пример, как люди «думают». Вижу: молодой человек заполняет анкету в крупном супермаркете. Я его спрашиваю: «Вы подумали, не боитесь, что ваши данные будут кому-то известны?» — «Да про нас и так все знают!» — «А вы дали бы свой паспорт человеку на улице, который захотел бы списать ваши данные?» — Молодой человек «врубился»: «Я подумал» и порвал анкету, которую заполнил.
И так же про то, что наши улицы и дворы превратили в помойки-болота, в которых уже и гулять не хочется ( и не гуляют почти никто!).
Если бы вам дома предложили поливать каждый день полы такой хренью, которой поливают тротуары и улицы круглый год, вы бы согласились на это? Согласились жить в постоянно высокой влажности и отравленном воздухе? А почему соглашаетесь, молчите, когда вас травят «на улице»?
ПС. Материал ниже от рекламщиков кондиционеров и др. климатической техники. Но они сказали правду про влажность и ее влияние на здоровье людей.

В теплое время года людям досаждает нетолько жара, но и духота. Почему возникает духота в помещениях, икак с ней бороться? Что такое влажность воздуха и как она влияет на нашорганизм? Как мы ощущаем температуру, в зависимости от влажности воздуха? Об этомпойдет речь в этой статье.

Говоряо погоде, люди в первую очередь подразумеваемтемпературу воздуха — «жарко», «тепло» или»холодно». Но это далеко не единственная характеристика климата –например, очень важна влажность воздуха — величина, во многом определяющая не толькопогоду, но и наши ощущения.

Влажность воздуха отражает содержание водяных паров в атмосфереЗемли. В воздухе есть определенное количество воды (пара), и это количествоизмеряется понятием влажность. Влажность указывают как относительно (например50-70%), так и абсолютно (например 10 грамм/метр куб). Мы больше привыкли первому варианту.

Интересно, что человек ощущает»жару» или «холод» в зависимости от показателей влажности, а не толькотемпературы воздуха. То есть, при однойи той же температуре, ощущение «жары»будет больше , если влажность воздухавыше, и наоборот, если влажность ниже,человек ощущает жару меньше. То же происходит и с ощущением холода – при низкойвлажности воздуха даже сильные морозы переносятся гораздо легче, чем небольшиеморозы при повышенной влажности. Отсюда простой вывод – чтобы уменьшить дискомфорт,нужно регулировать не только температуру в помещении, но и влажность.

В этом году синоптики прогнозируют восновном теплое, но дождливое лето. В таких случаях в домах,квартирах и офисах, а также в общественных местах и транспорте обычнодовольно «душно». Именно влажностьвоздуха — основная причина ощущения»духоты». Но не только: еще одна причина – плохая вентиляция. Когда в помещениене поступает свежий воздух и/или нет циркуляции воздуха — становится душно.

Если долго находится в душномпомещении, начинает болеть голова, появляется сонливость, вялость. Этопроисходит из-за повышенного содержания углекислоты, которая выделяется привыдыхаемом воздухе. Углекислота,концентрация которой может повышаться до 20 раз, влияет на сосуды головного мозга, расширяя их,а это приводит к головным болям и быстрой утомляемости. Также в душном помещении повышается содержание окиси углерода (так называемого»угарного газа»). Попадая через легкие вкровь, он может приводить к развитию кислородной недостаточностиорганизма. Также может повышатьсядавление, учащаться сердцебиение, появляться одышка. А повышенная влажностьтолько усиливает эти негативные последствия!

Считается,что для нормального самочувствия человека относительная влажность должна быть40-60%. При этом, влажность может сильноизменяться под воздействием работыотопительных приборов, электроплит, которые сильно «сушат» воздух. А вот работаклиматической техники, наоборот – позволяет создать необходимый комфорт сразу по трем направлениям: температура,влажность и вентиляция.

Режимвентиляции присутствует во всех безисключения кондиционерах. Он призван «гонять» застоявшийся воздух по помещениюс помощью вентилятора во внутреннем блоке кондиционера. Качественные кондиционеры позволяют равномерно распределить воздух попомещению и при этом избежать сквозняков.

Чтокасается других функций, то ведущие производители уже позаботились об ихсинтезе в одном приборе и выпускают сплит-системы,которые способны не только охлаждать, нагревать или вентилировать воздух, но и увлажнять, очищать, осушать, ионизировать и дезодорировать!

Например, кондиционер Daikin серии Ururu Sarara конденсирует влагу из наружногоатмосферного воздуха и направляет ее впомещение. А это значит, что наливать в него воду не нужно, и это действительноочень удобно. Этот же кондиционер может при необходимости уменьшить излишнюю влажность воздуха, благодарявстроенной функции осушения. Не случайно, он называется Ururu Sarara – эти слова по-японски означают «увлажнение» и «осушение».

Такиевысокотехнологичные модели не являются дешевыми, но если финансовые возможностипозволяют, то лучшего решения для обеспечения максимального комфорта внутрипомещения сегодня просто не существует. Кроме того, по сути, это вложения вздоровье и хорошее самочувствие – свое исвоих близких, а что может быть болееценным, чем здоровье?

Показательно,что функция увлажнения сравнительнонедавно появилась в таких приборах как очистители воздуха – тот же Daikin выпускает модель «2в1» с функцией увлажнения.

Такимобразом, современная климатическая техника позволяет удалять излишнюю влагу извоздуха помещения летом, и наоборот, повышать влажность воздуха в холодноевремя года. И больше никакой духоты!

Урок в 8 классе «Влажность воздуха»

Урок физики в 8 классе.

Тема: Влажность воздуха.

Цели:

О: Подвести учащихся к формированию системы знаний об абсолютной и относительной влажности воздуха, устройстве и назначении приборов для измерения влажности воздуха.

Р: Побуждать учащихся к выполнению мыслительных операций: анализа (при заочной экскурсии на метеостанцию города Инзы), синтеза (при изучении материала об учёте влажности в жизни человека), сравнения (при определении относительной влажности воздуха с помощью психрометра, её сравнение с нормальной влажностью воздуха), обобщения (народных примет в предсказании погоды).

В: Способствовать воспитанию аккуратности, эстетических чувств, навыков коммуникативного общения.

Оборудование:

1.Презентация «Экскурсия на метеорологическую станцию города Инзы, расположенную в селе Троицкое».

2. Гигрометр волосной.

3. Конденсационный гигрометр.

4. Психрометры -6 штук.

5. Материалы для экспресс — газеты по теме: «Учёт влажности в жизни человека».

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

ФОПД:

групповая (при выполнении экспериментального задания по определению относительной влажности воздуха в классной комнате);

индивидуальная (при ответах на вопросы).

Методы обучения:

  • Репродуктивный (при ответах на вопросы, при изучении нового материала);

  • Частично-поисковый (при изучении нового материала, при просмотре презентации «Экскурсия на метеостанцию города Инзы»);

  • Исследовательский (при выполнении экспериментального задания по определении относительной влажности воздуха).

Учащиеся должны знать:

-понятие абсолютной влажности воздуха;

-понятие относительной влажности воздуха;

-устройство и назначение психрометра, конденсационного гигрометра, волосного гигрометра;

-назначение службы погоды;

-зачем нужен прогноз погоды;

-какие знания и умения из курса физики необходимы работнику метеослужбы;

-какие приборы расположены на метеостанции;

-как передаются оперативные данные;

Учащиеся должны уметь:

-определять относительную влажность воздуха в классной комнате с помощью психрометра;

-приводить примеры учёта влажности в жизни человека;

-объяснять назначение метеостанции;

-называть, какие сведения собирает метеостанция.

Деятельность

учителя

Деятельность учащегося

время

I. Подготовка к восприятию нового материала.

1.Вступление. Настраивает на активную работу на уроке.

Учитель: Скажите, пожалуйста, кто слушал вчера вечером или сегодня утром прогноз погоды?

Учитель: Зачем нужен прогноз погоды?

Учитель: Попробуем систематизировать ваши ответы.

Прогнозирование, предварительное знание погоды позволяет нам:

  • Одеться по погоде;

-согласно температурному режиму;

-взять зонтик от дождя или солнца;

-надеть шляпку, панамку, чтобы не было солнечного удара;

-подобрать обувь, одежду и т д.

  • Если мы собрались путешествовать, то должны быть уверены в том, что наш рейс на самолёте, автобус или другое транспортное средство не отменят из-за гололёда, шквального ветра, урагана, бури и т д;

  • Можем укрыть свои насаждения на садовом участке, если передали заморозки;

  • Учитываем прогноз погоды во время уборки урожая;

  • Собираемся в туристический поход, и нам необходимо знать, какая погода будет;

2.Учитель: А может быть, вы знаете народные приметы, предсказывающие погоду на будущее?

-Настоящий синоптик — лягушка. Многие жители заметили, что перед началом сезона дождей древесные лягушки выходят из воды и взбираются на деревья для метания икры. Дело в том, что у лягушки кожа очень легко испаряет влагу. В сухой атмосфере кожа быстро обезвоживается, поэтому лягушка, если дело идёт к теплу, сидит в воде. В сырую погоду, когда собирается дождь, она вылезает на поверхность, обезвоживание ей не грозит.

-О приближении холодной погоды заблаговременно сигнализируют человеку пчёлы. На холодную зиму пчёлы залепляют леток, оставляя в нём еле заметное отверстие, а к тёплой зиме он остаётся открытым.

-Рассказывают, что однажды в ясный солнечный день Исаак Ньютон вышел из дома на прогулку и встретил пастуха. Пастух посоветовал учёному вернуться домой, если он не хочет попасть под дождь. Ньютон не послушался, и уже через полчаса промок до нитки.

Удивлённый столь верным предсказанием, Ньютон пожелал выяснить, на основании каких данных пастух узнал о предстоящем ливне. Тот ответил, что ему помог баран, по шерсти которого он определил приближение дождя.

-Легендарный капитан Д.А.Лухманов считал, что моряки обязаны хорошо разбираться в метеорологии. Он написал для молодых флотоводцев стихи-поучения.

Ходит чайка по песку,

Моряку сулит тоску.

И пока не лезет в воду

Штормовую жди погоду.

Когда солнце село в тучу,

Жди моряк, получишь бучу,

Если солнце село в воду,

Жди хорошую погоду.

Если солнце красно к вечеру –

Моряку бояться нечего.

Если красно поутру –

Моряку не по нутру.

— если вечером во время заката солнце закрыто густой облачностью, то утром вследствие перемещения воздушных масс с запада на восток, эта облачность окажется над наблюдателем. Вероятен дождь.

-Вполне обоснованным является и предсказание дождя, когда ласточки береговушки низко летают над водой. Они питаются мелкими мошками, которые перед дождём, сбившись в кучу, находятся у самой воды. Это происходит потому, что в это время воздух очень влажный и намокшие крылья мошек не позволяют им подняться выше.

-Ещё одна примета. Если утром нет росы, то будет дождь.

II.Изучение нового материала.

1. Учитель: Все последние приметы связаны с понятием влажности воздуха.

Различают абсолютную влажность воздуха – это масса водяного пара, содержащегося в 1м3 воздуха. Её ещё называют плотностью водяного пара, упругостью пара. Она обозначается буквой р , измеряется в системе СИ кг/м3.

Относительная влажность воздуха – это физическая величина, равная отношению давления водяного пара к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах.

Формула для расчёта =Р/Р0 100%.

В СИ измеряется в %.

В прогнозе погоды обязательно указывается значение относительной влажности воздуха. Её значение очень важно для живого на Земле.

Нормальным для жизни человека считается воздух с относительной влажностью от 40 до 60%.

Когда окружающая среда имеет температуру>температуры тела человека, это приводит к усиленному потоотделению, что ведёт к охлаждению организма, это помогает человеку. Однако это значительная нагрузка на сердце.

Относительная влажность ниже 40% при нормальной температуре воздуха тоже вредна. Это приводит к усиленной потере влаги организмом, что ведёт к его обезвоживанию.

2. Учитель: А сейчас такой вопрос: «Где и как учитывается влажность воздуха?»

  • В кондитерском производстве;

Как вкусны свежие, хрустящие вафли, сухое песочное печенье. А вот отсыревшие вафли, бисквиты, печенье совершенно теряют свои вкусовые качества. Всё дело во влажности. Отсыревшие продукты хранились при повышенной влажности, потому и потеряли свои вкусовые качества. Необходимо учитывать влажность при хранении муки, круп и т д.

  • В овощехранилищах;

Большинство овощей и фруктов созревают осенью. А мы их употребляем в течение всего года. Как сохранить овощи и фрукты?

Правильно, для этого есть погреб, овощехранилище. И здесь есть свои секреты. Для нормального хранения овощей и фруктов необходимо поддерживать определённое значение влажности. Если в хранилище слишком сухой воздух, его необходимо увлажнить, поставить ванночки с водой. Если появилась плесень –повышенная влажность, необходимо включить вентиляцию.

Яблоки при хранении часто заворачивают в газеты, пересыпают опилками. Это делается для того, чтобы излишняя влажность не испортила продукты.

  • В музеях, библиотеках;

Посещая залы музеев, мы с вами восхищаемся чудесными картинами художников, редкими красочными книгами. И совсем не задумываемся о том, какую роль играет влажность воздуха в сохранении этих шедевров.

Для правильного хранения книг и картин нужно, чтобы в зале музея влажность поддерживалась определённого значения. Сотрудники музеев строго следят за этим. Если влажность ниже нормы, ставятся кюветы с водой. При увеличении допустимой влажности, включается вентилятор.

  • При обрабатывании чайного листа;

Известно, что Родиной чая является Китай. Выращенный лист чая необходимо правильно обработать. Лист снимают и сушат в специальных печах, где поддерживают определённую влажность воздуха и температуру, иначе качество чая нарушится.

5. Учитель: Запишем первую часть нашего домашнего задания.

Продолжить список учёта влажности в жизни человека.

III. Выполнение экспериментального задания.

1.Учитель: А сейчас мы с вами определим влажность воздуха в нашей классной комнате с помощью специального прибора, который называется психрометр.

Этот прибор состоит из двух термометров: сухого и увлажнённого с резервуаром, покрытым увлажнённой тканью. Снимаются показания сухого термометра и увлажнённого. Затем определяется разница в показаниях. По таблице, которая расположена на корпусе прибора, берём столбец, соответствующий разности показаний термометров, и строку, соответствующую показанию сухого термометра. В месте пересечения находится число относительной влажности воздуха.

Работать будем группами.

И попробуем определить значение относительной влажности воздуха в классе.

Сделаем вывод о допустимости полученного значения влажности.

Учитель: Есть, ребята, другие приборы для определения влажности воздуха.

Перед вами волосной гигрометр. (показывает его).

Работа гигрометра основана на свойстве обезжиренного волоса изменять длину в зависимости от влажности воздуха.

Такой прибор используют для определения влажности воздуха на улице в любое время года.

Перед вами конденсационный гигрометр.

(показывает его).

Состоит из коробочки, одна стенка которой отполирована, внутри коробочка полая. В неё наливают эфир и вставляют термометр. Коробка соединена резиновым шлангом с грушей, с помощью которой нагнетают в коробочку воздух. Эфир испаряется, на блестящей поверхности появляются капельки росы. В этот момент фиксируют температуру, её называют точкой росы. По таблице находят давление и по формуле рассчитывают влажность воздуха.

Какой прибор, на ваш взгляд наиболее удобен в обращении, более точен в определении значения влажности?

IV. Экскурсия на метеостанцию.

1.Учитель: Метеостанцию не встретишь в центре города, зачастую она расположена где-то на окраине, и поэтому, мы редко задумываемся даже о том, есть она в нашем городе, или нет. Но тем не менее метеостанция незаменима в нашей повседневной жизни и у нас в районе метеостанция есть.

Я приглашаю вас на экскурсию в село Троицкое на метеостанцию города Инзы.

Прошу вас зафиксировать в ваших тетрадях названия приборов, которые вы увидите на метеостанции.

(идёт презентация)

V.Итог урока.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Учитель: Я думаю, что теперь каждый из вас сможет подтвердить вопрос актуальности прогноза погоды, назвать народные приметы, предсказывающие погоду, сказать, что такое влажность, определить её с помощью психрометра. Рассказать чем занимаются сотрудники метеостанции.

Кто хочет шагнуть в этом вопросе дальше, прошу обратить внимание на материал, помещённый в этом выпуске экспресс-газеты.

И вторая часть домашнего задания параграф 35 вашего учебника.

Первую часть напоминаю. Продолжить список учёта влажности в жизни человека.

До свидания. Успехов в поиске новой информации.

-Отвечают на вопрос, поставленный учителем. Пытаются вспомнить, какие параметры передаются в прогнозе погоды.

-Отвечают на вопрос учителя, стараются связать информацию синоптиков с жизненными ситуациями, приводят различные примеры.

-Помогают учителю систематизировать прослушанную информацию, высказывают своё мнение, проявляют эрудицию, находчивость, начитанность, своё внимание.

— приводят различные примеры из своей жизни, жизни окружающих, прочитанное в литературе, увиденное по телевизору и т д.

-Записывают тему урока в тетрадь.

Влажность воздуха.

Слушают учителя, записывают условное обозначение абсолютной влажности, единицу её измерения в СИ.

-Записывают формулу относительной влажности, единицы измерения в СИ.

-Запоминают нормальное значение влажности для живого на Земле.

— фиксируют в своих тетрадях основные варианты ответов своих товарищей.

Принимают участие в диалоге с учителем.

-записывают задание.

-слушают учителя, запоминают устройство и назначение психрометра.

Рассматривают прибор.

— определяют состав группы, распределяют обязанности, снимают показания приборов, работают с таблицей, записывают значение влажности в тетрадь.

Делают вывод о значении влажности, соответствии её допустимой норме, путях подведения значения влажности к допустимому значению.

-рассматривают приборы, слушают учителя, запоминают устройство, принцип работы приборов.

-дают ответы, стараются прийти к единому мнению, обобщают полученные знания.

-смотрят презентацию, записывают в тетрадь названия приборов, знакомятся с историей образования метеостанции.

-отвечают, обобщают полученные знания и умения, подводят итог тому, что услышали и увидели.

-смотрят на материал экспресс-газеты.

-записывают задание в дневник.

3 мин

7 мин

4 мин

4 мин

2 мин

Почему запотевают очки, когда мы с мороза входим в комнату?

На самом деле, не только очки. Любой холодный предмет покрывается «росой», даже ворсинки одежды. Просто на очках это заметно сильнее всего.

В воздухе всегда содержится водяной пар. Причем что важно: чем выше температура, тем больше пара может быть в воздухе. «Относительная влажность», о которой говорят в прогнозах погоды — это как раз примерно про это. Про то, сколько максимально может содержаться влаги в воздухе, и сколько ее будет по прогнозу.

В теплом воздухе, в комнате — влаги много. Когда мы вносим в теплое помещение холодный предмет (очки), он начинает охлаждать тонкий слой воздуха вокруг себя. Воздух становится холоднее и уже не может содержать такое количество влаги, пара. Куда же ему деваться?

В природе, вечером или утром, он выпадает в виде росы. В небе при подобной ситуации — сгущается в облака или начинает идти дождем. А в тонком слое холодного воздуха вокруг очков — водяной пар оседает на стекла в виде водяных капелек. И чем больше разница температур — тем сильнее охлаждается воздух и тем сильнее запотевают очки.

По этой же причине запотевает бутылка, когда ее достают из сильного морозильника. И поэтому же, если стекла очков предварительно нагреть — то они не запотеют. А если войти в помещение с теплым, но очень сухим воздухом, в котором мало пара, то очки останутся не запотевшими. В воздухе будет слишком мало пара для оседания конденсата.

____________________
Текст: авторский.
Фото и рисунки: из открытых источников в интернете.

Ставьте лайк и подпишитесь, это большая помощь в развитии канала. Спасибо за просмотр!