Без ТЗ результат хз

Без внятного ТЗ — результат ХЗ

Posts from This Journal “хороший вопрос” Tag

  • Отличное настроение

    Готовлюсь к ЭКШНвечеринке. Ищу свежие идеи. Сегодня меня вдохновил Рэй Брэдбери. Делюсь! Об ощущении оптимизма: «…Шанс на него…

  • А свой ли груз я несу?

    Прочитала сегодня, что «по оценке российских психологов средний психологический возраст нашего населения составляет 10-12 лет».…

  • Что делать, и кто виноват? Родительский кодекс мамы, ищущей «свою стаю».

    Что делать, если ребенок не хочет идти в школу? На определенные уроки или просто нет настроения. У меня есть свой собственный родительский кодекс.…

  • Золотая медаль за 2 часа!

    Моя программа ЭКШНдляБизнеса постепенно начинает обращать на себя внимание: — Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Один наш сотрудник побывал на вашем…

  • Пустое место

    — Иногда люди, которым многое даётся легко, начинают думать, что должны быть идеальны во всём. Но мы не идеальны. Ты знаешь хоть что-нибудь…

  • Глубоко внутри

    На днях была в торговом центре. «Тоже мне новость!» — скажете вы. Действительно, всё как обычно: суета, покупки, огромные площади со…

«Без внятного ТЗ – результат ХЗ»: вредные советы заказчикам сайтов

То, каким в итоге получится сайт, хорошим или не очень, зависит от многих факторов. И не последнее место в этом ряду занимает адекватность заказчика. Безусловно, определённую справедливость крылатой фразы «кто платит, то и заказывает музыку» никто не отрицает. Но факт остаётся фактом — больше всего навредить сайту способен не разгильдяй-программист или корявый логотип, а именно неадекватность заказчика. Для тех, кто хочет в итоге получить ужасный сайт, scrum-студия Sibirix подготовила несколько соответствующих рекомендаций.

Принимая работу, не берите на себя всю ответственность решения. Позовите коллег! Собирая команду при`мки проекта, помните две вещи: во-первых, вас должно быть как можно больше (хорошо, если 10, отлично — если 20 человек); во-вторых, среди вас должны быть представители всех отделов — маркетолог, технический директор, главный слесарь, завскладом, сисадмин, главный бухгалтер и уборщица! И самое главное: не привлекайте директора. Он занят. И если вы действительно хотите произвести эффект компетентного руководителя проекта — показывайте только готовый финальный вариант. Ваш начальник это оценит.

Не стесняйтесь заимствовать лучшее у других интернет-проектов. Поиск «Яндекса», кнопки «Эппла», чат «Вконтакте», меню Windows 8, каталог Amazone, управление с клавиатуры, анимация по скроллингу — вокруг так много работающих, правильных решений! А если это работает у других, так почему не должно заработать и у вас?

Успех интернет-проекта напрямую зависит от количества технических «фишек» на одну страницу. Укомплектуйте ваш сайт на полную, выбирая классные решения из предыдущего пункта — и это будет настоящая бомба!

Разрабатывая прототип сайта, предусмотрите на нём все известные функции. На всякий случай! А потом попросите студию оценить, сколько будет стоить реализация вашего проекта, с дизайном и программированием. Уверяем вас, счёт на разработку приятно удивит вашего руководителя, и он тотчас же подпишет договор, а вам сделает прибавку к окладу!

Лучшие решения — проверенные годами. Не поддавайтесь на уговоры сделать «современно» и «трендово». Бойтесь как огня слов «метро-стиль», «инфографика», «параллакс», «аштэмэль пять». Помните, что задача студии — ввести вас в заблуждение, настаивайте на классических решениях: логотип с флеш-анимацией, вертикальное боковое меню, карта сайта, кнопки «под стекло». Это по-настоящему работает уже больше 10 лет, а то, что вам подсовывают — дизайнерская блажь.

Приходить к согласию — для слабаков. В спорах рождается истина! Сделайте коллегам сюрприз: сообщите о презентации за десять минут до неё. Все удивлены? Отлично, зато вы получите чистые эмоции, а не надуманные скучные аргументы. Вы в чём-то не согласны — снова хорошо, поспорьте прямо сейчас. Чувствуете, что мнения не сходятся — умоляем, не говорите об этом исполнителям! Позвоните через неделю и сообщите о том, что вы поменяли решение — пусть они немного встряхнутся.

Вы только что присоединились к команде приёмки проекта? Внесите свой вклад! Чтобы этот вклад был по-настоящему заметным, эффективнее всего будет убедить коллег в том, что сайт абсолютно не годится. Да, его нужно переделать. Весь.

Золотое правило веб-дизайна: вся главная информация должна входить в один экран! У веб-дизайнера не должно возникнуть и мысли сделать этот безобразный скроллящийся сайт. Слайдер с преимуществами компании, текст о компании, фотогалерея из мелких превью, главное меню в «шапке» — только так.

На исполнителей можно и нужно давить. Иначе они ленятся. У вас спрашивают, какие пункты будут в меню? Ответьте так: «Включите голову! Я и так всё придумываю за вас. Может, мне сразу весь сайт нарисовать?»

Веб-дизайнер — это просто орудие достижения вашей цели. Вы не должны считаться с его мнением. Если вы почувствовали, что во время презентации макета дизайнер начинает говорить — громко вздохните, выдержите паузу, после чего скажите: «Да, спасибо, мой сын тоже умеет пользоваться фотошопом». После чего настойчиво и бескомпромиссно изложите свои требования к дизайну.

Никогда не соглашайтесь высылать контент до того, как увидите готовый сайт. В конце концов, ваша цель — сдать проект начальству, а не потакать капризам дизайнера.

Если вас назначили руководителем проекта — покажите свою самостоятельность. Представьте, что это вы — большой босс. Диктуйте правила. Заставляйте переделывать работу. Покажите, кто главный — иначе все эти бородатые программисты просто не станут вас уважать. И только после того, как вы получите сайт вашей мечты, показывайте его руководству.

Спешка к дедлайну — не ваша забота. Устанавливайте жёсткие сроки, но когда от вас требуют участия — ведите себя спокойно, сдержанно, не позволяйте проблемам исполнителя стать вашими проблемами. Сходите на обед, а лучше — езжайте в отпуск.

Если вас просят рассказать о вашем бизнесе, расскажите всё. Эти веб-разработчики — странные и непонятные люди, но они, как и все, любят слушать истории. Обрисуйте ситуацию на рынке кофемашин. Расскажите историю фондового рынка. Поведайте о вашей поездке на биеннале. Информация не может быть лишней, а чем подробнее ваша история — тем сильнее она воодушевляет сделать качественный проект!

Если вы — главный босс, не унижайте себя частым «принятием решений». Вы не обязаны сообщать свое мнение по каждой кнопочке. У вас есть дела. Нет, у вас есть Дела! А если у студии проблемы с самостоятельностью — что ж, вам их искренне жаль. Вы скажете своё мнение, когда увидите полностью готовый проект. До встречи в следующем году.

Припугните сейлза конкурентами. Хитрый менеджер взял сумму с потолка, желая побольше на вас заработать? С вами такие трюки не пройдут! Скажите, что вам предлагали в десять раз дешевле, и те ребята готовы сделать сайт не за пять месяцев, а за пять дней. Увидите, как моментально это подействует!

Презентация? Пффф, вы заказывали сайт, а не шоу. Если вас всё-таки затащили на презентацию какого-то там «этапа», сохраняйте за собой моральное право встать и уйти. Вы ведь уходите с концерта или кинопоказа? Всё нормально, они всё равно уже получили свои деньги.

Никаких диалогов! Этим подрядчикам нужно дать выговориться. Соглашайтесь со всем, кивайте, употребляйте слова «угу», «окей», «да-да», «хорошо» — лишь бы они быстрее замолкли. Теперь у вас есть пара лишних часов, чтобы хорошенько подумать и составить список претензий. Который вы, конечно, отправите студии. Как будет время.

У вас появилась идея — не держите её в себе. Бомбардируйте телефон студии, сотовый менеджера, пишите в скайп, почту, фейсбук, теребоньте студийный твиттер. Вас услышали — отлично, почувствуйте эйфорию безудержного креатива и поставьте себе цель: по хорошей идее каждый день!

Ваш сайт, ваши правила. Вам говорят, что задача займёт три часа? Ничего подобного, она займет семь, ну от силы восемь минут. Так и скажите менеджеру, пусть спускается со своих розовых небес и почувствует металлический привкус жизни.

Поставьте на место всезнайку. Спросите строго: «Вы лучше меня знаете, что мне нужно?». Когда смутившийся противник начнёт что-то мямлить про компетенции в веб-разработке — решительно пресеките его. В конце концов, вы тоже уверенный пользователь компьютера.

Интригуйте! (применять в паре с предыдущим советом) Нельзя давать прямого ответа на вопрос, что нужно вам. Во-первых, это проявление слабости, недопустимая в такой ситуации уступка. Во-вторых, вы бы сначала хотели выслушать (а лучше увидеть в действии) все идеи подрядчика.

Попросите описать будущий дизайн в техническом задании. Вам нужна предсказуемость. Во всём. Пусть копирайтер с аналитиком постараются и напишут так, чтобы в воображении рисовалась живая картинка. И да, если это не совпадёт с результатом, ТЗ было недостаточно профессионально выполнено. Или дизайнер невнимательно его читал.

Разнесите в пух и прах набросок дизайна. Да, вы понимаете, что это черновик, первая проба и бла-бла-бла. Но скажите, что, ЧТО будет дальше, если уже в начале дизайнер работает так небрежно?! Тем более вы заказывали крутой цветной сайт, а то, что вам подсовывают — просто возмутительная скучная мазня и авангардизм.

Побалуйте подрядчика. Если вас просят сказать, как скоро ждать вашего решения — так уж и быть, подбодрите студию. Скажите «напишу сегодня» или «ответ будет через час». Это поднимет настроение менеджеру и команде! Конечно же, вы ответите, когда вам это будет удобно — пусть не слишком-то расслабляются.

Без внятного ТЗ — результата ХЗ

«Сделайте мне красиво, креативненько!»

«Хочу, чтобы текст был хороший»

«Не хуже, чем у конкурентов»

Эти и подобные фразы и есть невнятное ТЗ.

ТЗ (сокращенно от техзадание) — это четкое описание того, что вы в итоге хотите получить. Задание, на которое фрилансер (в данном случае — я) будет ориентироваться, выполняя свою работу.

ТЗ? Вы же профессионал! Угадывайте!

Встречаются люди, которые пытаются работать без ТЗ. Но я сразу предупреждаю, что без ТЗ я не работаю. Я не волшебница, чтобы знать наперед всё, что вам нужно. Мало того, игра в угадайку отнимает много времени, сил, нервов не только у меня, но и у вас.

И вот почему:

  • Я не знаю, чего вы хотите. Может быть, вы желаете «Войну и мир», а может «Наша Таня громко плачет…» Агнии Барто. Тексты бывают разные. У них разные задачи, разный язык и т.п.
  • Я не знаю, кто ваша ЦА. В своем ТЗ заказчик обязательно должен обрисовать своего идеального клиента. Пока я не пойму нужды вашего клиента, я не смогу написать для него привлекательный текст. Например, недавно я писала текст на главную страницу для магазина одежды для собак. В ТЗ заказчик четко указал: «наш клиент — гламурная блондинко с карманной собачкой подмышкой». А значит, я должна была использовать «язык блондинок», чтобы написать привлекательный для них текст.
  • Я не знаю ваших преимуществ перед конкурентами. А это, пожалуй, одно из самых важных сведений. Если вы в чем-то лучше конкурентов, об этом нужно написать.
  • Я не знаю ваших проблем, минусов. Это тоже важно, потому что минусы всегда можно представить в виде плюсов.
  • Я не знаю ваших вкусов. Красиво (креативно, легкочитаемо, умно. Нужное подчеркнуть) — для всех разное. Вы любите хохлому? А я хай-тек. Считаете, что лучший отдых на пляже Турции? А я люблю снег и горы. Не давайте расплывчатых понятий, говорите прямо! Иначе мы можем не сойтись во вкусах.

Письмо лучше телефона

Если вы хотите поведать мне свои мысли по телефону, в скайпе — НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО!

Я копирайтер. Я работаю с текстами. Тексты мне проще изучить, перечитать, понять, чем воспринимать информацию на слух. Ведь телефонная связь может быть плохой, я могу что-то упустить, а вы — о чем-то забыть.

Заполнить БРИФ и выслать его мне не так сложно. Зато очень полезно.

ТЗ оформлено в виде ответов на вопросы — отлично.

ТЗ в виде пространных мыслей в письме — хуже, но лучше, чем ничего.

Мысли, изложенные устно — всё равно, что ничего.

У меня обычно не один заказчик, а сразу несколько. Я одновременно могу обдумывать концепцию текстов о металлопрокате, лечении геморроя и прыжках с парашютом. А теперь представьте, что вы звоните мне в 23:00 и сходу выдаете мысли про удобную замену топливных насосов.

Воспринимать информацию на слух гораздо сложнее. А запомнить всё — нереально.

ТЗ на защите ваших интересов

ТЗ — это ваша страховка.

Допустим, вы хотите текст на 3000 знаков о разведении кроликов с ключами «кролики», «кролики кормление», «вислоухие кролики с томными глазами».

Через энное время копирайтер выдает текст на 1000 знаков, где в качестве ключей «коровы», «коровы молочные», «коровы холмогорские с длинными хвостами».

Это совсем не то, что вы заказывали!

Но у вас на руках ТЗ, которое вы давали копирайтеру и вы можете требовать от него переписать текст в соответствии с вашими требованиями.

Без ТЗ нередко получается испорченный телефон: копирайтер или не расслышал, или не понял, или забыл. А значит надо начинать всё сначала.

Вы теряете время, деньги и получаете не тот результат, который вам нужен.

Я не хочу делать ТЗ. Сделайте сами

Многие заказчики не хотят делать ТЗ. Некоторые не знают с чего начать, у других нет времени этим заниматься.

Я иду навстречу моим заказчикам. Чтобы сделать заказ текста, заполните этот БРИФ (по возможности подробнее) и высылайте мне на почту avtor-zzet@yandex.ru

Скачать БРИФ

Я всегда ориентируюсь на ТЗ и гарантирую, что все текст пишу только в соответствии с ТЗ.