Глубина заложения газопровода низкого давления

Требования при прокладке газопровода в населенных пунктах: глубина и правила прокладки надземного и подземного трубопровода

Газ делает нашу жизнь комфортной и удобной. Но неправильное его потребление таит в себе опасность, не так ли? Все же избежать негативных последствий можно легко. Для чего изначально нужно соблюдать требования по прокладке газопровода, а также не забывать о мерах безопасности.

В чем заключаются требования и какие правила прокладки газовых труб существуют? Обо всем этом подробно расскажем в этой статье. Снабдим материал наглядными фото и полезными видеорекомендациями.

Что учесть при проведении газопровода?

Прокладка любого газопровода начинается с возникновения у инициатора ряда обязанностей. Так, он должен организовать работы таким образом, чтобы во время строительства и эксплуатации система транспортировки «голубого» топлива была безопасной для людей, их имущества, животных, окружающей среды. А также следует соблюдать правила по контролю расхода газа.

Ответственность при нарушении требований

Если игнорировать нормативные требования, то человек становится нарушителем и высока вероятность понести за свои действия наказание. К примеру, получить штраф за самовольное подключение к газопроводу.

Не подключались? Но, чтобы попасть под санкции за указанное деяние не обязательно врезаться в трубу, а достаточно вести неправильный учет расхода энергоносителя.

Прокладка газопровода, его реконструкция – процедуры ответственные. Так как от их результата зависит не только комфортность проживания, но и безопасность

То есть достаточно случайно сломать, повредить счетчик или даже пломбу на нем. И согласно ст. 7.19 КоАП за такое правонарушение придется перечислить в бюджет немалые 10-30 тыс. рублей. Но еще более тяжелые меры воздействия предусмотрены в Уголовном кодексе. Так его ст. 215.3 гласит о том, что за самовольные действия размер штрафа может составлять 80-400 тыс. рублей. А, если деяния стали причиной несчастного случая, то исполнителя работ вполне могут лишить свободы на внушительный срок (до 8 лет).

Подробнее о штрафах за газ мы рассказывали в этом материале.

Как видим, государство серьезно относится к деятельности в сфере прокладки газопровода. В результате перед проведением работ необходимо получить соответствующие разрешения. А саму прокладку следует доверить компании, обладающей специальной лицензией. Специалисты которой и будут отвечать за полноту и качество прокладки труб, что поможет потенциальному потребителю избежать неприятностей.

Профильная нормативная база

Основным документом, регулирующим создание систем для транспортировки энергоносителя, является СП 62.13330.2011. Этот свод правил – актуальная версия востребованного СНиП 42-01-2002. Оба документа носят название «Газораспределительные системы».

Регламентируют строительство любых современных газопроводов десятки подзаконных актов. Систематизировать требования которых призвана актуальная редакция Свода правил Газораспределительные системы

Кроме того, необходимые требования содержатся в:

В каждом из указанных выше документов изложены характеристики надежности, предельных состояний, расчетные значения нагрузок. Эта информация пригодится, если нужно определить толщину стенок трубопроводов или рассчитать прочность опор.

Как бороться с коррозией, вызванной агрессивностью грунтов или блуждающими токами, изложено в ГОСТ 9.602-2005. Если трубы будут проложены над землей, тогда следует ознакомиться с требованиями СНиП 2.03.11-85. В нем описано, как правильно защитить конструкцию газопровода от коррозии.

Особенности выбора вида газопровода

Перед сооружением магистрали следует определиться с оптимальным вариантом, подходящим в конкретных условиях, и ознакомиться с правилами его прокладки. Так как все это влияет на финзатраты, эффективность и трудозатраты.

Поскольку, в первую очередь, газопровод должен быть надежным, то при выборе варианта необходимо учитывать такие моменты, как:

  • коррозионная активность грунтов;
  • плотность застройки;
  • наличие блуждающих токов;
  • особенности рельефа местности;
  • вид покрытия дороги, если газопровод будет его пересекать;
  • ширина подъезда;
  • наличие водных преград и многие другие.

Кроме того, нужно определить вид газа, который будет поставляться. А также его количество – объемов должно хватать для удовлетворения потребностей всех потребителей.

Чтобы избежать сопутствующих рисков, а также лишних финансовых трат, прокладка любого газопровода должна начинаться с проведения специальных расчетов, результатом которых станет создание проекта

Следует позаботиться и о надежности поставок. Ввиду этого следует помнить, что кольцевой газопровод предпочтительней тупикового или смешанного. К примеру, если газ поставляется к, так называемому, неотключаемому потребителю, то выбирать следует именно указанный вариант.

Все перечисленные выше пункты игнорировать нельзя – каждый из них указан в документах, регулирующих вопросы, связанные с прокладкой газопроводов. Среди которых СП 62.13330.2011 и прочие.

Также нельзя забывать, что строительство, модернизация любых газопроводов должна осуществляться согласно схем газоснабжения. Которые разработаны на различных уровнях — от федерального до регионального.

Поэтому, перед началом проектирования владельцу здания, помещения необходимо:

  • получить разрешение на газификацию в городском, районном архитектурно-проектном управлении;
  • письменно обратиться в местный горгаз (райгаз) с целью получения, так называемого, технического задания, которое представляет собой свод информации, необходимой для создания газопровода.

И только после этого разрешается приступить к проектированию. Которое заканчивается согласованием в горгазе (райгазе).

Только после этого появится возможность приступить к прокладке газопровода. Который по готовности должен обеспечивать потребителей топливом в необходимом количестве и быть безопасным.

Тонкости прокладки газопровода к частному дому мы описали в следующей публикации.

Место проведения прокладки газопровода необходимо оградить и обозначить специальными знаками. Причем это правило актуально для всех случаев. Делается это для обеспечения безопасности

Прокладка магистрали в населенном пункте

Сегодня обеспечить здание (жилое, производственное, любое другое), расположенное в городе, деревне или дачном поселке «голубым» топливом можно двумя способами: выполнив прокладку подземного (востребован в городах) или надземного газопровода (наиболее часто используется в небольших населенных пунктах).

Прокладка газопровода в любом населенном пункте чаще всего затрагивает интересы многих сторон. К примеру, работы могут проводиться на земельных участках, которые могут принадлежать разным людям, организациям, государству. Поэтому в первую очередь следует получить соответствующее согласие от всех перечисленных заинтересованных сторон в письменно виде

Первая разновидность систем транспортировки энергоносителя традиционно считается более дорогой. Но все большую популярность приобретает горизонтальное бурение, которое делает строительство подземных газопроводов более доступным.

Прокладка их надземных аналогов незаменима, если нет разрешения выполнять работы на чужих земельных участках и в ряде других случаев.

Способ #1 — правила сооружения подземных сетей

Хотя создание такой системы отличается дороговизной, но в ряде случаев его использование является обязательным. К примеру, так бывает, если рядом с местом прокладки находятся высоковольтные линии передач. Или, когда нужно пересечь дорогу (автомобильную, железнодорожную).

Глубина заложения строящегося подземного газопровода указана в упомянутом выше СП. Где сказано, что расстояние от трубы или защитного футляра до поверхности должно быть не меньше 80 см.

Это значит, что указанное значение актуальное только для случаев, когда аналогичной является глубина промерзания для конкретного региона. То есть, если она больше, чем 80 см (к примеру, равняется метру), то заложение должно происходить на глубине не менее 100 см.

Подземный газопровод является трудозатратным, а поэтому дорогостоящим способом прокладки. Но в стесненных условиях населенного пункта он все равно остается основным вариантом газификации

А также при подготовке к прокладке следует учитывать следующие особенности:

  • Заложение трубы возможно на глубине в 60 см, но только в случаях, когда над местом, где будет находиться газопровод, не ездит какой-либо транспорт.
  • Наличие скалистого грунта в месте, где планируется сооружение подземного трубопровода, является причиной для создания подушки из песка. Толщина, которой должна быть не менее 20 см. Поэтому траншея должна стать глубже на указанное количество сантиметров.

Допускается пересечение действующих подземных газопроводов с любыми другими инженерными коммуникациями. Но при этом необходимо выдерживать установленное расстояние по вертикали.

Которое при пересечении должно составлять:

  • не меньше полуметра для электрокабелей, любых телефонных бронированных кабелей;
  • 1 метр для маслонаполненных электрокабелей, напряжение в которых находится в пределах 110-220 киловольт;
  • от 20 см — для водопроводов, канализационных стоков, водостоков, небронированных телефонных кабелей, каналов теплосетей.

Расстояние между любыми электрокабелями и другими инженерными коммуникациями можно уменьшить, если они проложены в защитном футляре. Концы которого не менее, чем на метр выходят по обе стороны пересекаемого трубопровода.

Но меньше, чем в 20 см между газопроводом и другими коммуникациями, с которыми происходит пересечение, быть все равно не должно.

Сегодня все более популярным становится бестраншейный способ прокладки газопроводов. Который выполняется с помощью горизонтально-направленного бурения. Оно снижает стоимость работ в 2-3 раза. Кроме того, горизонтальное бурение позволяет избежать повреждений дорожного асфальта, зеленных насаждений

Если на пути трубы с газом находятся коллекторы, каналы теплосетей, какие-либо тоннели, при этом переход будет осуществляться над или под ними, то прокладка любого вида газопровода должна осуществляться в футляре. Кроме того, потребуется дополнительная проверка сварных швов.

При этом защитный футляр должен представлять собой трубу, расстояние от внутренней поверхности которой до ближайшей точки на поверхности трубы с газом не должно быть меньше 50 мм. То есть диаметр указанного приспособления должен превышать аналогичный параметр газопровода не меньше, чем на 100 мм. А при переходе внешних стен зданий разница может составлять и 200 мм. При этом пустота между футляром и трубой газопровода заполняется битумом.

Футляр служит для защиты газовой трубы от механических повреждений, коррозии, причем, как в результате воздействия агрессивных грунтов, так и от блуждающих токов. Поэтому указанные приспособления являются востребованными, а еще их применение в ряде случаев обязательное. К примеру, при пересечении газопровода с какими-либо инженерными коммуникациями.

На фото изображено приспособление, которое называется футляром. В данном случае оно изготовлено из композитных материалов и состоит из 2 частей (желтого цвета), но, по традиции, не редко применяют стальные трубы

Следует помнить и о том, что любую запорную арматуру, а также конденсатосборники, необходимо размещать не ближе 2 м от места пересечения газопровода с инженерными коммуникациями.

Допускается прокладка в населенных пунктах двух разных газопроводов с размещением их в одной траншеи. Причем они могут размещаться: рядом или друг над другом. При этом точное расстоянием между трубами не указывается, но имеющийся просвет должен позволять выполнять все необходимые работы, к примеру, демонтаж, монтаж, прочие.

На картинке показаны принцип и возможности горизонтально-направленного бурения. Которое вывело качество прокладки подземных газопроводов на новый уровень

Прокладка подземных газопроводов в каналах, тоннелях, коллекторах запрещена. Но есть исключение – многолетнемерзлые грунты. Для них допустимо проложить трубы под дорогами (автомобильными, Ж/Д), давление в которых будет не выше 0,6 МПа. Места входов/выходов труб из земли необходимо заключать в футляры.

Способ #2 — тонкости прокладки труб над землей

В случае надземного способа прокладки энергоноситель транспортируется по трубам, размещенным над поверхностью грунта. А именно на высоте до 2,2 м.

Для чего используются:

  • опоры, причем исключительно из негорючих материалов;
  • строительные конструкции различных зданий и сооружений.

Причем, в качестве опор для размещения газопроводов могут применяться: колонны, этажерки, эстакады, стены производственных и других зданий, прочие конструкции.

Надземные газопроводы используются для удешевления монтажных работ. А также в сложных условиях, наличии необходимости пересечь дорогу, другие помехи. Или, когда сосед не дал разрешения провести подземный газопровод по его участку

В профильном СП регламентируется вопрос о том на каких зданиях могут размещаться газопроводы и с каким рабочим давлением.

Так, там сказано, что:

  • на конструкциях жилой, административной, а также бытовой (непроизводственного назначения) недвижимости размещаются трубы для транспортировки газа, давление которого составляет не более 0,005 МПа;
  • на стенах и кровлях производственных зданий, а также котельных 1 и 2 степени огнестойкости, а также относящихся к классу пожарной опасности С0 возможно размещать газопроводы с давлением газа, составляющим 1,2 МПа;
  • по стенам большинства других зданий разрешено размещать газопроводы с рабочим давлением, не превышающим 0,3 МПа.

Подробнее о давлении в газовых сетях высокого, среднего и низкого типа мы говорили в другой нашей статье.

Надземная прокладка какого-либо транзитного газопровода по конструкции административных, общественных, бытовых (относящихся к непроизводственным) зданий запрещена.

Надземные газопроводы, благодаря своей конструктивной простоте, наиболее востребованы в небольших населенных пунктах, ггде используются для газификации частных домов

Допускается один трубопровод, предназначенный для транспортирования газа к другим потребителям, разместить на стенах жилого здания. Такая норма относится исключительно к газопроводам низкого давления. При этом его диаметр не должен превышать умеренных 100 мм, а расстояние до кровли должно быть меньше 20 см.

Разрешается прокладка надземных газопроводов по мостам, сделанным из негорючих материалов.

Для транспортирования энергоносителя разрешено использовать смешанные системы. То есть часть газопровода может находиться в траншее, а при необходимости обойти преграду трубы выводят из-под земли и размещают на опоры. Если же нужно пересечь автомобильную дорогу, трубы опять закапывают в грунт.

Рекомендуем подробнее ознакомиться с устройством подземного и надземного газопровода.

Какие трубы можно использовать?

Современные газопроводы могут изготовляться из различных материалов, но к востребованным относятся только два из них: сталь, полиэтилен. Причем, в неоднократно упоминавшемся СП рекомендовано отдавать предпочтение трубам из последней разновидности материала.

На фото изображены стальные трубы. Еще недавно они были наиболее востребованными, но сегодня их активно вытесняют более эффективные, надежные и безопасные полиэтиленовые аналоги

Причина востребованности полиэтиленовых труб в том, что они не подвержены воздействию блуждающих токов и более устойчивы к коррозии. Благодаря чему сохраняют свои рабочие характеристики весь срок эксплуатации.

Перечисленные особенности важные – они снижают эксплуатационные расходы и делают газопровод более безопасным.

Защита стальной трубы от коррозии. Все указанные слои существенно продлевают срок службы, но делают прокладку более дорогой и трудозатратной. Особенно в сравнении с полимерной трубной продукцией

Для сравнения стальные трубы, согласно требованиям профильного СП, должны быть защищены от:

  • подземной (грунтовой, почвенной) коррозии — это положение актуально для всех подземных газопроводов;
  • коррозии вызванной, так называемыми, блуждающими токами — это правило действует в отношении подземных газопроводов;
  • атмосферной коррозии — требование действует в отношении надземных газопроводов.

Защита труб и других элементов, изготовленных из стали, процедура обязательная.

Об этом сказано в СП 62.13330.2011, который ссылается на:

  • ГОСТ 9.602-2005, где изложены требования по борьбе с коррозией в случае с подземными газопроводами.
  • СНиП 2.03.11-85 – в этом документе указаны правила по защите надземных стальных трубопроводов.

В каждом из перечисленных документов повторяется требование о том, что меры по предотвращению коррозии обязательные.

Полиэтиленовые (полимерные) трубы удобны во всем, начиная с транспортировки. А главное они нейтральные к воздействию агрессивных грунтов и блуждающих токов, которые являются наиболее частыми причинами сокращения срока службы их стальных аналогов. Поэтому использовать их рекомендуют даже в отечественных профильных документах

Так в ГОСТ 9.602. 2005 написано, что укладка стальных труб любого газопровода невозможна, если они не покрыты защитным слоем, для создания которого используются:

  • битумные мастики;
  • каменноугольные мастики;
  • полимерные рулонные материалы;
  • полиэтиленовое напыление.

Более подробно вопрос изоляции стальных газопроводов мы рассмотрели в нашей статье: Изоляция стальных газопроводов: материалы для изоляции и способы их нанесения.

Для защиты от блуждающих токов используют катодную поляризацию. Она должна быть выполнена не позже 1 месяца с момента, когда стальной элемент конструкции был уложен в траншею.

Для надземных газопроводов борьба с коррозией должна начинаться еще на этапе проектирования. Так в СНиП 2.03.11-85 сказано, что даже конструкция опор должна быть разработана таким образом, чтобы уменьшить воздействие влаги, ее скопление. А также необходимо исключить скопление и застой агрессивных газов.

И без всего перечисленного газопровод к эксплуатации допущен не будет. То есть, защита от коррозии является не менее важным элементом создания газопровода, чем глубина траншей под газопровод при проведении трубы в частный дом или в любое другое здание.

Выводы и полезное по теме видео

Первый ролик позволит понять, как прокладывают газопроводы по улицам населенных пунктов. А также разобраться с тем, что представляет собой горизонтальное бурение:

Этот видеоматериал дает возможность узнать о том, с какими проблемами сталкиваются при создании газопроводов в городах и любых других населенных пунктах:

Газификация зданий населенного пункта или ремонт действующего газопровода сделают жизнь более комфортной и безопасной. Но такого результата получится добиться только в случаях, когда все работы (проектирование, выбор комплектующих, закладка, пересечение с другими коммуникациями и прочие) сделаны правильно. То есть с учетом требований профильных руководящих документов. В противном случае можно ожидать неприятностей, включая санкции со стороны газовых служб.

Хотите дополнить изложенный выше материал полезной информацией? Или у вас остались вопросы по газификации населенных пунктов? Задайте их в обсуждении этой публикации – наши эксперты и другие посетители сайта постараются вам помочь.

Какой глубины должна быть траншея под газ?

Когда я столкнулся с проблемой прокладки газовой трубы к дому тёщи, то возникло много нюансов, в том числе и глубина траншеи под трубу, но всё разрешилось довольно просто, так как есть необходимые нормативные акты, именно они регулируют параметры глубины.

Не надо ничего придумывать и догадываться надо просто знать, какими документами прописаны цифры.

Итак, надо обратиться к СП 62.13330.2011, именно этот документ и является актуальным, имеющим актуализированную редакцию ранее принимаемых документов СП 62.13330.2010 за 2010 год, основанный с изменениями на документе СНиП 42-01-2002 за 2002 год.

Итак, вот какие нормы описаны в этом документе, приведённые своими словами (для уточнения данных воспользуйтесь оригиналом):

Раздел 5.1.1. абзац 4

Если прокладка газопровода осуществляется менее 50 метров от ж/д путей, глубина не менее 2,0 метров.

!За исключением прокладки газопровода на территория различных промышленных предприятий, тогда ещё надо обращаться к СП 18.13330.2011!

Раздел 5.1.2. абзац 4

Если газопровод идет с паровой фазой СУГ, тогда надо учитывать глубину промерзания грунта, а именно газопровод должен быть ниже этой глубины.

Раздел 5.2.1. абзац 1

Сама труба не должна быть ниже 0,8 метров от (внимание!) верхнего футляра.

Если на поверхности нет движения транспорта, в том числе и сельскохозяйственной техники, тогда допускается норма не менее 0,6 метров.

А вот если газопровод проводится под орошаемыми или пахотными землями, тогда глубина не менее 1,2 метров.

Также стоит обратить внимание на поверхность, имеющую повреждение эрозии и оползни, там за основу берётся зеркало скольжения и глубина в этом случае не менее 0,5 метров от зеркала.

0,5 метров глубины также применимо и к поверхностям, имеющим границу прогнозируемого разрушения, а именно не ниже этой границы.

Раздел 5.2.4. абзац 3

Если трубы газопровода полиэтиленовые, то граница будет не ниже 0,9 метра, для труб с давлением 0,3 до 0,6 МПа включительно .

Если труба полиэтиленовая с давлением 0,6 до 1,2 МПа включительно, тогда глубина не ниже 1,0 метра.

Раздел 5.5.4. абзац 1

Если место прокладки трубопровода проходит под ж/д путями, тогда нужно обращаться к другим нормативным актам, а именно СП 119.13330.

2 абзац раздела оговаривает прочие условия, ссылаясь на три глубины: 1,0 1,5 2,0 метров.

Раздел 5.6.4. абзац 1

Если грунт равномерной пучинистости, тогда глубина должна быть:

  • 0,7 метра от так называемой глубины промерзания (расчётная глубина), а для среднепучинистых грунтов не менее 0,9 метра.
  • 0,8 метра от так называемой глубины промерзания (расчётная глубина), а для сильно, либо чрезмерно пучинистых грунтов не менее 1,0 метра
  • 0,9 метра от так называемой глубины промерзания (расчётная глубина), а для неодинаковой степени пучинистности грунтов не менее 1,0 метра

Раздел 5.6.4.

оговаривает глубину закладки трубопровода с паровой фазой СУГ.

СНиП 42-01-2002 : Наружные газопроводы

Область применения
Термины и определения
Общие требования к газораспределительным системам

5.1.1 Размещение наружных газопроводов по отношению к зданиям, сооружениям и параллельным соседним инженерным сетям следует производить в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01, а на территории промышленных предприятий – СНиП II-89.

При прокладке подземных газопроводов давлением до 0,6 МПа в стесненных условиях (когда расстояния, регламентированные нормативными документами, выполнить не представляется возможным), на отдельных участках трассы, между зданиями и подарками зданий, а также газопроводов давлением свыше 0,6 МПа при сближении их с отдельно стоящими подсобными строениями (зданиями без постоянного присутствия людей) разрешается сокращать до 50 % расстояния, указанные в СНиП 2.07.01 и СНиП II-89. При этом на участках сближения и на расстоянии не менее 5 м в каждую сторону от этих участков следует применять:

бесшовные или электросварные стальные трубы, проложенные в защитном футляре, при 100 %-ном контроле физическими методами заводских сварных соединений;

полиэтиленовые трубы, проложенные в защитном футляре, без сварных соединений или соединенные деталями с закладными нагревателями (ЗН), или соединенные сваркой встык при 100 %-ном контроле стыков физическими методами.

При прокладке газопроводов на расстояниях, соответствующих СНиП 2.07.01, но менее 50 м от железных дорог общего пользования на участке сближения и по 5 м в каждую сторону глубина заложения должна быть не менее 2,0 м. Стыковые сварные соединения должны пройти 100%-ный контроль физическими методами.

При этом толщина стенки стальных труб должна быть на 2–3 мм больше расчетной, а полиэтиленовые трубы должны иметь коэффициент запаса прочности не менее 2,8.

5.1.2 Прокладку газопроводов следует предусматривать подземной и наземной.

В обоснованных случаях допускается надземная прокладка газопроводов по стенам зданий внутри жилых дворов и кварталов, а также на отдельных участках трассы, в том числе на участках переходов через искусственные и естественные преграды при пересечении подземных коммуникаций.

Надземные и наземные газопроводы с обвалованием могут прокладываться в скальных, многолетнемерзлых грунтах, на заболоченных участках и при других сложных грунтовых условиях. Материал и габариты обвалования следует принимать исходя из теплотехнического расчета, а также обеспечения устойчивости газопровода и обвалования.

5.1.3 Прокладка газопроводов в тоннелях, коллекторах и каналах не допускается. Исключение составляет прокладка стальных газопроводов давлением до 0,6 МПа в соответствии с требованиями СНиП II-89 на территории промышленных предприятий, а также в каналах в многолетнемерзлых грунтах под автомобильными и железными дорогами.

5.1.4 Соединения труб следует предусматривать неразъемными. Разъемными могут быть соединения стальных труб с полиэтиленовыми и

в местах установки арматуры, оборудования и контрольно-измерительных приборов (КИП). Разъемные соединения полиэтиленовых труб со стальными в грунте могут предусматриваться только при условии устройства футляра с контрольной трубкой.

5.1.5 Газопроводы в местах входа и выхода из земли, а также вводы газопроводов в здания следует заключать в футляр. Пространство между стеной и футляром следует заделывать на всю толщину пересекаемой конструкции. Концы футляра следует уплотнять эластичным материалом.

5.1.6 Вводы газопроводов в здания следует предусматривать непосредственно в помещение, где установлено газоиспользующее оборудование, или в смежное с ним помещение, соединенное открытым проемом.

Не допускаются вводы газопроводов в помещения подвальных и цокольных этажей зданий, кроме вводов газопроводов природного газа в одноквартирные и блокированные дома.

5.1.7 Отключающие устройства на газопроводах следует предусматривать:

перед отдельно стоящими или блокированными зданиями;

для отключения стояков жилых зданий выше пяти этажей;

перед наружным газоиспользующим оборудованием;

перед газорегуляторными пунктами, за исключением ГРП предприятий, на ответвлении газопровода к которым имеется отключающее устройство на расстоянии менее 100 м от ГРП;

на выходе из газорегуляторных пунктов, закольцованных газопроводами;

на ответвлениях от газопроводов к поселениям, отдельным микрорайонам, кварталам, группам жилых домов, а при числе квартир более 400 и к отдельному дому, а также на ответвлениях к производственным потребителям и котельным;

при пересечении водных преград двумя нитками и более, а также одной ниткой при ширине водной преграды при меженном горизонте 75 м и более;

при пересечении железных дорог общей сети и автомобильных дорог I–II категорий, если отключающее устройство, обеспечивающее прекращение подачи газа на участке перехода, расположено на расстоянии от дорог более 1000 м.

5.1.8 Отключающие устройства на надземных газопроводах, проложенных по стенам зданий и на опорах, следует размещать на расстоянии (в радиусе) от дверных и открывающихся оконных проемов не менее:

для газопроводов низкого давления – 0,5 м;

для газопроводов среднего давления – 1 м;

для газопроводов высокого давления II категории – 3 м;

для газопроводов высокого давления I категории – 5 м.

На участках транзитной прокладки газопроводов по стенам зданий установка отключающих устройств не допускается.

5.2.1 Прокладку газопроводов следует осуществлять на глубине не менее 0,8 м до верха газопровода или футляра. В местах, где не предусматривается движение транспорта и сельскохозяйственных машин, глубина прокладки стальных газопроводов может быть не менее 0,6 м.

5.2.2 Расстояние по вертикали (в свету) между газопроводом (футляром) и подземными инженерными коммуникациями и сооружениями в местах их пересечений следует принимать с учетом требований соответствующих нормативных документов, но не менее 0,2 м.

5.2.3 В местах пересечения газопроводов с подземными коммуникационными коллекторами и каналами различного назначения, а также в местах прохода газопроводов через стенки газовых колодцев газопровод следует прокладывать в футляре.

Концы футляра должны выводиться на расстояние не менее 2 м в обе стороны от наружных стенок пересекаемых сооружений и коммуникаций, при пересечении стенок газовых колодцев– на расстояние не менее 2 см. Концы футляра должны быть заделаны гидроизоляционным материалом.

На одном конце футляра в верхней точке уклона (за исключением мест пересечения стенок колодцев) следует предусматривать контрольную трубку, выходящую под защитное устройство.

В межтрубном пространстве футляра и газопровода разрешается прокладка эксплуатационного кабеля (связи, телемеханики и электрозащиты) напряжением до 60 В, предназначенного для обслуживания газораспределительных систем.

5.2.4 Полиэтиленовые трубы, применяемые для строительства газопроводов, должны иметь коэффициент запаса прочности по ГОСТ Р 50838 не менее 2,5.

Не допускается прокладка газопроводов из полиэтиленовых труб:

на территории поселений при давлении свыше 0,3 МПа;

вне территории поселений при давлении свыше 0,6 МПа;

для транспортирования газов, содержащих ароматические и хлорированные углеводороды, а также жидкой фазы СУГ;

при температуре стенки газопровода в условиях эксплуатации ниже минус 15 °С.

При применении труб с коэффициентом запаса прочности не менее 2,8 разрешается прокладка полиэтиленовых газопроводов давлением свыше 0,3 до 0,6 МПа на территориях поселений с преимущественно одно-двухэтажной и коттеджной жилой застройкой. На территории малых сельских поселений разрешается прокладка полиэтиленовых газопроводов давлением до 0,6 МПа с коэффициентом запаса прочности не менее 2,5. При этом глубина прокладки должна быть не менее 0,8 м до верха трубы.

5.3.1 Надземные газопроводы в зависимости от давления следует прокладывать на опорах из негорючих материалов или по конструкциям зданий и сооружений в соответствии с таблицей 3

Таблица 3

Размещение надземных газопроводов

Давление газа в газопроводе, МПа, не более

1. На отдельно стоящих опорах, колоннах, эстакадах иэтажерках

1,2 (для природного газа); 1,6 (для СУГ)

2. Котельные, производственные здания спомещениями категорий В, Г и Д и здания ГНС (ГНП), общественные и бытовыездания производственного назначения, а также встроенные, пристроенные икрышные котельные к ним:

а) по стенам и кровлям зданий I и II степеней огнестойкостикласса пожарной опасности СО (поСНиП 21-01)

1,2*

II степени огнестойкости класса С1 и III степениогнестойкости класса СО

0,6*

б) по стенам зданий Ill степени огнестойкости класса С1, IVстепени огнестойкости класса СО

0,3*

IV степени огнестойкости классов С1 и С2

0,005

3. Жилые, административные, общественные ибытовые здания, а также встроенные, пристроенные и крышные котельные кним

по стенам зданий всех степеней огнестойкости

0,005

в случаях размещения ШРП на наружных стенах зданий (толькодо ШРП)

0,3

* Давление газа в газопроводе, прокладываемом поконструкциям зданий, не должно превышать величин, указанных в таблице 2для соответствующих потребителей.

5.3.2 Транзитная прокладка газопроводов всех давлений по стенам и над кровлями зданий детских учреждений, больниц, школ, санаториев, общественных, административных и бытовых зданий с массовым пребыванием людей не допускается.

Запрещается прокладка газопроводов всех давлений по стенам, над и под помещениями категорий А и Б, определяемыми нормами противопожарной безопасности , за исключением зданий ГРП.

В обоснованных случаях разрешается транзитная прокладка газопроводов не выше среднего давления диаметром до 100 мм по стенам одного жилого здания не ниже III степени огнестойкости класса СО и на расстоянии до кровли не менее 0,2 м.

5.3.3 Газопроводы высокого давления следует прокладывать по глухим стенам и участкам стен или не менее чем на 0,5 м над оконными и дверными проемами верхних этажей производственных зданий и сблокированных с ними административных и бытовых зданий. Расстояние от газопровода до кровли здания должно быть не менее 0,2 м.

Газопроводы низкого и среднего давления могут прокладываться также вдоль переплетов или импостов неоткрывающихся окон и пересекать оконные проемы производственных зданий и котельных, заполненные стеклоблоками.

5.3.4 Высоту прокладки надземных газопроводов следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 11-89.

5.3.5 По пешеходным и автомобильным мостам, построенным из негорючих материалов, разрешается прокладка газопроводов давлением до 0,6 МПа из бесшовных или электросварных труб, прошедших 100 %-ный контроль заводских сварных соединений физическими методами. Прокладка газопроводов по пешеходным и автомобильным мостам, построенным из горючих материалов, не допускается.

5.4.1 Подводные и надводные газопроводы в местах пересечения ими водных преград следует размещать на расстоянии от мостов по горизонтали в соответствии с таблицей 4.

5.4.2 Газопроводы на подводных переходах следует прокладывать с заглублением в дно пересекаемых водных преград. При необходимости, по результатам расчетов на всплытие необходимо произвести балластировку трубопровода. Отметка верха газопровода (балласта, футеровки) должна быть не менее чем на 0,5 м, а на переходах через судоходные и сплавные реки – на 1,0 м ниже прогнозируемого профиля дна на срок 25 лет. При производстве работ методом наклонно-направленного бурения – не менее чем на 2,0 м ниже прогнозируемого профиля дна.

5.4.3 На подводных переходах следует применять:

стальные трубы с толщиной стенки на 2 мм больше расчетной, но не менее 5 мм;

полиэтиленовые трубы, имеющие стандартное размерное отношение наружного диаметра трубы к толщине стенки (SDR) не более 11 (по ГОСТ Р 50838) с коэффициентом запаса прочности не менее 2,5 для переходов шириной до 25 м (при уровне максимального подъема воды) и не менее 2,8 в остальных случаях.

При прокладке газопровода давлением до 0,6 МПа методом наклонно-направленного бурения во всех случаях могут применяться полиэтиленовые трубы с коэффициентом запаса прочности не менее 2,5.

5.4.4 Высоту прокладки надводного перехода газопровода от расчетного уровня подъема воды или ледохода по СНиП 2.01.14 (горизонт высоких вод – ГВВ или ледохода – ГВЛ) до низа трубы или пролетного строения следует принимать:

при пересечении оврагов и балок – не ниже

Таблица 4

Водные преграды

Тип моста

Расстояние по горизонтали между газопроводом имостом, не менее, м, при прокладке газопровода

выше моста

ниже моста

от надводного газопровода диаметром, мм

от подводного газопровода диаметром, мм

от надводного газопровода

от подводного газопровода

300 и менее

свыше 300

300 и менее

свыше 300

всех диаметров

Судоходные замерзающие

Всех типов

Судоходные незамерзающие

То же

Несудоходные замерзающие

Многопролетные

Несудоходные незамерзающие

Несудоходные для газопроводов давления: низкого среднего и высокого

Одно- и двухпролетные

2
5

2
5

20
20

20
20

2
5

10
20

Примечание – Расстояния указаны от выступающихконструкций моста.

0,5 м над ГВВ 5 %-ной обеспеченности;

при пересечении несудоходных и несплавных рек – не менее 0,2 м над ГВВ и ГВЛ 2 %-ной обеспеченности, а при наличии на реках корчехода – с его учетом, но не менее 1 м над ГВВ 1 %-ной обеспеченности;

при пересечении судоходных и сплавных рек – не менее значений, установленных нормами проектирования для мостовых переходов на судоходных реках.

Запорную арматуру следует размещать на расстоянии не менее 10 м от границ перехода. За границу перехода принимают места пересечения газопроводом горизонта высоких вод с 10 %-ной обеспеченностью.

5.5.1 Расстояния по горизонтали от мест пересечения подземными газопроводами трамвайных и железнодорожных путей и автомобильных дорог должны быть, не менее:

до мостов и тоннелей на железных дорогах общего пользования, трамвайных путях, автомобильных дорогах I–III категорий, а также до пешеходных мостов, тоннелей через них – 30 м, а для железных дорог необщего пользования, автомобильных дорог IV–V категорий и труб – 15м;

до зоны стрелочного перевода (начала остряков, хвоста крестовин, мест присоединения к рельсам отсасывающих кабелей и других пересечений пути) – 4м для трамвайных путей и 20 м для железных дорог;

до опор контактной сети – 3м.

Разрешается сокращение указанных расстояний по согласованию с организациями, в ведении которых находятся пересекаемые сооружения.

5.5.2 Подземные газопроводы всех давлений в местах пересечений с железнодорожными и трамвайными путями, автомобильными дорогами I–IV категорий, а также магистральными улицами общегородского значения следует прокладывать в футлярах. В других случаях вопрос о необходимости устройства футляров решается проектной организацией.

Футляры должны удовлетворять условиям прочности и долговечности. На одном конце футляра следует предусматривать контрольную трубку, выходящую под защитное устройство.

5.5.3 Концы футляров при пересечении газопроводов железных дорог общего пользования следует выводить на расстояния от них не менее установленных СНиП 32-01. При прокладке межпоселковых газопроводов в стесненных условиях и газопроводов на территории поселений разрешается сокращение этого расстояния до 10м при условии установки на одном конце футляра вытяжной свечи с устройством для отбора проб, выведенной на расстояние не менее 50 м от края земляного полотна (оси крайнего рельса на нулевых отметках).

В других случаях концы футляров должны располагаться на расстоянии:

не менее 2 м от крайнего рельса трамвайного пути и железных дорог колеи 750 мм, а также от края проезжей части улиц;

не менее 3 м от края водоотводного сооружения дорог (кювета, канавы, резерва) и от крайнего рельса железных дорог необщего пользования, но не менее 2 м от подошвы насыпей.

5.5.4 При пересечении газопроводами железнодорожных линий общего пользования колеи 1520 мм глубина укладки газопровода должна соответствовать СНиП 32-01.

В остальных случаях глубина укладки газопровода от подошвы рельса или верха покрытия дороги, а при наличии насыпи – от ее подошвы до верха футляра должна отвечать требованиям безопасности, но быть не менее:

при производстве работ открытым способом –1,0 м;

при производстве работ методом продавливания или наклонно-направленного бурения и щитовой проходки –1,5м;

при производстве работ методом прокола – 2,5м.

5.5.5 Толщина стенок труб стального газопровода при пересечении им железных дорог общего пользования должна быть на 2–3 мм больше расчетной, но не менее 5 мм на расстояниях по 50 м в каждую сторону от края земляного полотна (оси крайнего рельса на нулевых отметках).

Для полиэтиленовых газопроводов на этих участках и на пересечениях автомобильных дорог I–Ill категорий должны применяться полиэтиленовые трубы не более SDR 11с коэффициентом запаса прочности не менее 2,8.

5.6.1 Газоснабжение городов с населением более 1 млн. чел. при сейсмичности местности более 6 баллов, а также городов с населением более 100 тыс. чел. при сейсмичности местности более 7 баллов должно предусматриваться от двух источников или более – магистральных ГРС с размещением их с противоположных сторон города. При этом газопроводы высокого и среднего давления должны проектироваться закольцованными с разделением их на секции отключающими устройствами.

5.6.2 Переходы газопроводов через реки, овраги и железнодорожные пути в выемках, прокладываемые в районах с сейсмичностью более 7 баллов, должны предусматриваться надземными. Конструкции опор должны обеспечивать возможность перемещений газопроводов, возникающих во время землетрясения.

5.6.3 При строительстве подземных газопроводов в сейсмических районах, на подрабатываемых и закарстованных территориях, в местах пересечения с другими подземными коммуникациями, на углах поворотов газопроводов с радиусом изгиба менее 5 диаметров, в местах разветвления сети, перехода подземной прокладки на надземную, расположения неразъемных соединений “полиэтилен–сталь”, а также в пределах поселений на линейных участках через 50 м должны устанавливаться контрольные трубки.

5.6.4 Глубина прокладки газопроводов в грунтах неодинаковой степени пучинистости, а также в насыпных грунтах должна приниматься до верха трубы – не менее 0,9 нормативной глубины промерзания, но не менее 1,0 м.

При равномерной пучинистости фунтов глубина прокладки газопровода до верха трубы должна быть:

не менее 0,7 нормативной глубины промерзания, но не менее 0,9 м для среднепучинистых грунтов;

не менее 0,8 нормативной глубины промерзания, но не менее 1,0м для сильно и чрезмерно пучинистых грунтов.

5.6.5 Для резервуарных установок СУГ с подземными резервуарами в пучинистых (кроме слабопучинистых), средне и сильно набухающих грунтах должна предусматриваться надземная прокладка соединяющих резервуары газопроводов жидкой и паровой фаз.

5.6.6 При сейсмичности местности более 7 баллов, на подрабатываемых и закарстованных территориях, в районах многолетнемерзлых грунтов для полиэтиленовых газопроводов должны применяться трубы с коэффициентом запаса прочности не менее 2,8. Сварные стыковые соединения должны проходить 100 %-ный контроль физическими методами.

5.7.1 Для восстановления (реконструкции) изношенных подземных стальных газопроводов вне и на территории городских и сельских поселений следует применять:

при давлении до 0,3 МПа включительно протяжку в газопроводе полиэтиленовых труб с коэффициентом запаса прочности не менее 2,5 без сварных соединений или соединенных с помощью деталей с ЗН, или соединенных сваркой встык с использованием сварочной техники высокой степени автоматизации;

при давлении от 0,3 до 0,6 МПа включительно протяжку в газопроводе полиэтиленовых труб без сварных соединений или соединенных с помощью деталей с ЗН или сваркой встык с использованием сварочной техники высокой степени автоматизации с коэффициентом запаса прочности для газопроводов на территории поселений не менее 2,8, и вне поселений – не менее 2,5. Пространство между полиэтиленовой трубой и стальным изношенным газопроводом (каркасом) по всей длине должно быть заполнено уплотняющим (герметизирующим) материалом (цементно-песчаным раствором, пенным материалом);

при давлении до 1,2 МПа облицовку (по технологии “Феникс”) очищенной внутренней поверхности газопроводов синтетическим тканевым шлангом на специальном двухкомпонентном клее, при условии подтверждения в установленном порядке их пригодности для этих целей на указанное давление или в соответствии со стандартами (техническими условиями); область применения которых распространяется на данное давление.

5.7.2 Восстановление изношенных стальных газопроводов производят без изменения давления, с повышением или понижением давления по сравнению с действующим газопроводом.

При этом допускается сохранять:

пересечения восстанавливаемых участков с подземными коммуникациями без установки дополнительных футляров;

глубину заложения восстанавливаемых газопроводов;

расстояния от восстанавливаемого газопровода до зданий, сооружений и инженерных коммуникаций по его фактическому размещению, если не изменяется давление восстановленного газопровода или при повышении давления восстановленного газопровода до 0,3 МПа.

Восстановление изношенных стальных газопроводов с повышением давления до высокого допускается, если расстояния до зданий, сооружений и инженерных коммуникаций соответствуют требованиям, предъявляемым к газопроводу высокого давления.

5.7.3 Соотношение размеров полиэтиленовых и стальных труб при реконструкции методом протяжки должно выбираться исходя из возможности свободного прохождения полиэтиленовых труб и деталей внутри стальных и обеспечения целостности полиэтиленовых труб. Концы реконструированных участков между полиэтиленовой и стальной трубами должны быть уплотнены.

Газорегуляторные пункты и установки
Внутренние газопроводы
Резервуарные и баллонные установки сжиженных углеводородных газов
Газонаполнительные станции (пункты) сжиженных углеводородных газов (ГНС)
Контроль за строительством и приемка выполненных работ
Приложение Б Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы
Приложение В Библиография

ТТК. Строительство временного переезда через действующий трубопровод

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
СТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕННОГО ПЕРЕЕЗДА ЧЕРЕЗ ДЕЙСТВУЮЩИЙ ТРУБОПРОВОД

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) — комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по строительству временного переезда через действующий трубопровод, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.
1.2. В карте приведена схема технологического процесса, изложены оптимальные решения по организации и технологии производства работ при строительстве временного переезда через действующий трубопровод, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.
1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТК — описание решений по организации и технологии строительства временного переезда через действующий трубопровод с целью обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификация технологических решений.
1.4. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по строительству временного переезда через действующий трубопровод.
Конструктивные особенности по строительству временного переезда через действующий трубопровод решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.
1.5. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по строительству временного переезда через действующий трубопровод, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

Рис.1. Конструкция переезда через действующий трубопровод
1 — песчаное основание; 2 — дорожные плиты; 3 — действующий трубопровод; 4 — столбы ограждения; 5 — земляное полотно; 6 — указатель переезда

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по строительству временного переезда через действующий трубопровод.
2.2. Работы по строительству временного переезда через действующий трубопровод, в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час,

где 0,06 — коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.
2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при строительстве временного переезда через действующий трубопровод, входят следующие технологические операции:
— геодезическая разбивка объездной дороги;
— возведение насыпи земляного полотна;
— устройство песчаного подстилающего слоя;
— устройство покрытия из сборных железобетонных плит;
— установка сигнальных столбиков и дорожных знаков.
2.4. При устройстве переезда через действующий газопровод в качестве основных материалов используются: плиты железобетонные 1П30.18-30, размером 3000х1750х170 мм, массой 2,2 т объем 0,88 м; песок среднезернистый, отвечающие требованиям ГОСТ 8736-93; сигнальные столбики СС-1 отвечающие требованиям ГОСТ 50970-96; нетканный синтетический материал «Дорнит» толщиной более 3,5 мм, с коэффициентом фильтрации более 50 м/сутки и прочностью более 70 Н/см.
2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: бульдозер Б 10М (емкость отвала 4,75 м); экскаватор Hitachi ZX-200 (объем ковша 1,0 м, глубина копания 5,9 м); автосамосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемностью 13,0 т) и автомобильный кран КС-4561А (грузоподъёмность 16,0 т) в качестве ведущего механизма.

Рис.2. Бульдозер Б 10М

Рис.3. Одноковшовый экскаватор ZX-200

Рис.4. Автосамосвал КамАЗ-55111

Рис.5. Автомобильный кран КС-4561А

Высотные характеристики

Грузовые характеристики

1 — длина стрелы 10 м
2 — длина стрелы 14 м
3 — длина стрелы 18 м
4 — длина стрелы 22 м

1 — стрела 10-22 м, на опорах
2 — стрела 14-22 м, на опорах с гуськом
3 — стрела 10-18 м, без опор

Рис.6. Высотные и грузовые характеристики крана КС-4561А

2.6. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
— СНиП 12-01-2004. Организация строительства;
— СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;
— СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;
— СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Правила производства работ;
— СНиП 2.05.07-97*. Промышленный транспорт;
— СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
— СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
— ПБ 10-14-92. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
— ВСН 274-88. Правила техники безопасности при эксплуатации стреловых самоходных кранов;
— РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
— РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «Организация строительства» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.
3.2. До начала производства работ по строительству временного переезда через действующий трубопровод необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
— назначить лиц, ответственных за безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;
— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
— установить, смонтировать и опробовать строительные машины, механизмы и оборудование по номенклатуре, предусмотренные Проектом производства работ и Технологической картой;
— подготовить и установить в зоне работы бригады инвентарь, приспособления и средства для безопасного производства работ;
— обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;
— построить необходимые для производства работ постоянные и временные подъездные пути и автодороги к объекту (участку);
— оградить территорию площадки и опасные зоны;
— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;
— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
— подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;
— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;
— составить акт готовности объекта к производству работ;
— получить разрешение на производство работ у технадзора Заказчика.
3.3. Работы по устройству переезда следует начинать с определения местоположения действующего трубопровода и разметки границ переезда в присутствии представителя организации, эксплуатирующей трубопровод.
3.4. Геодезическая разбивка переезда через действующий газопровод заключается в обозначении его размеров на местности. Разбивку ведут в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. При горизонтальной разбивке определяют и закрепляют на местности положение оси, а при вертикальной — расчетную высоту переезда.
3.5. Разбивочные работы переезда через действующий газопровод проводятся в следующей последовательности:
— визуально провешивают ось переезда;
— производят разбивку земляного полотна и дорожной одежды.
3.5.1. При визуальном провешивании оси переезда вначале вешками дают направление трассы, затем производят коррекцию разбивки и закрепляют точки кольями и выносками. Вехи высотой 2,0-3,0 м устанавливают через 10 м.
3.5.2. На поперечном профиле обозначают колышками ось переезда, бровки и подошвы насыпи. Разбивку земляного полотна объездной дороги производят путем непосредственного откладывания проектных элементов поперечного профиля земляного полотна от её оси.
При разбивке насыпи следует давать запас по высоте на её осадку при уплотнении, который можно принимать в следующем процентном отношении, если грунт земляного полотна:
— песчаный — 3%;
— супесчаный и суглинистый — 8%;
— глинистый и пылеватый суглинистый — 12%.

Рис.7. Схема поперечного профиля земляного полотна переезд

3.5.3. Перед устройством покрытия проверяют отметки земляного полотна путем нивелирования поперечников, определяя соответствие в натуре проектному поперечному профилю земляного полотна, наличие осевых и выносных закрепительных знаков и реперов.
Разбивку покрытия производят в следующей последовательности:
— находят ось дороги и трубопровода;
— от оси в обе стороны рулеткой откладывают расстояние, равное ширине 2-х плит;
— в полученных точках забивают колышки;
— на колышках отмечают высоту поверхности песчаного слоя в рыхлом теле.
3.5.4. Закрепительные знаки (колышки с отметками) сохраняются до сдачи объездной дороги заказчику. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить. Точность разбивочных работ должна соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84 и СНиП 3.02.01-87.
3.6. Возведение насыпи земляного полотна переезда
3.6.1. При возведении насыпи земляного полотна выполняют следующие работы:
— разработка грунта в карьере экскаватором;
— отсыпка грунта в насыпь автомобилями-самосвалами;
— разравнивание грунта бульдозером;
— планировка поверхности слоя насыпи.
3.6.2. Грунт для отсыпки насыпи разрабатывается в карьере экскаватором Hitachi ZX-200 и доставляется на место производства работ автосамосвалами КамАЗ-55111.
Объем насыпи земляного полотна,

м.

Производительность экскаватора равна:

м.

Завезенный грунт выгружается из автомобилей самосвалов на поверхность слоя кучами.
Прием грунта на месте выгрузки осуществляет дорожный рабочий 3 разряда. Рабочий подает сигнал на подход и отход автомобиля, регулирует движение автомобилей по ширине насыпи, чтобы не создавалась колейность и обеспечивалась более равномерное уплотнение слоя. Отсыпку грунта в насыпь следует производить от краев к середине на всю ширину земляного полотна, включая откосы.
3.6.3. Разравнивание грунта в насыпи выполняется бульдозером Б 10М за четыре прохода, с перемещением грунта из кучи на расстояние до 10 м слоями толщиной 0,45 м, по челночной схеме от краев к середине на всю ширину земляного полотна, включая откосные части, с перекрытием предыдущего следа на 0,4-0,6 м при рабочей скорости на второй передаче. Слой насыпи отсыпают по способу «от себя».
Поверхность отсыпанного слоя должна быть спланирована под двускатный поперечный профиль с уклоном 20-40‰ к бровкам земляного полотна и обеспечивать быстрый отвод выпавших атмосферных осадков.
3.6.4. По окончанию возведения насыпи земляного полотна переезда, его необходимо предъявить Заказчику для осмотра и освидетельствования, путем документального оформления и подписания Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006 и разрешения последующих работ по устройству основания.
3.7. Устройство основания переезда
3.7.1. Разбивку песчаного слоя производят в следующей последовательности:
— находят ось дороги;
— от оси в обе стороны рулеткой откладывают расстояние, равное ширине 2-х плит;
— в полученных точках забивают колья на уровне верха слоя.
Величина требуемой толщины песчаного, с учетом коэффициента запаса материала на уплотнение равного 1,10 закрепляется по краям и оси верха земляного полотна колышками.
3.7.2. Завезенный песок выгружается из автомобилей самосвалов на поверхность земляного полотна кучами. Прием песка на месте выгрузки осуществляет дорожный рабочий 3 разряда. Рабочий подает сигнал на подход и отход автомобиля, регулирует движение автомобилей по ширине насыпи, чтобы не создавалась колейность и обеспечивалась более равномерное уплотнение слоя.
3.7.3. Разравнивание привезенного песка производится бульдозером Б 10М на земляном полотне с перемещением смеси из кучи на расстояние до 6,0 м, слоем проектной толщины (0,20 м), по челночной схеме, способом «от себя», на первой передаче с перекрытием предыдущего прохода на 0,5 м. Окончательную планировку песчаного слоя выполняют дорожные рабочие вручную лопатами, разравнивают песок и исправляя отдельные дефектные места, а производитель работ проверяет ровность и профиль спланированной поверхности слоя по шаблону.
3.7.4. По окончанию устройства песчаного слоя, его предъявляют Заказчику для осмотра и освидетельствования, путем документального оформления и подписания Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006 и разрешения последующих работ по устройству покрытия из железобетонных плит.
3.8. Устройство сборного покрытия
3.8.1. При укладке железобетонных плит на песчаное основание, возможны просадки последнего из-за выдавливания песка из-под плит во время движения тяжёлого транспорта.
Для сохранения стабильности песчаного основания сверху укладывают нетканый синтетический материал «Дорнит» толщиной более 3,5 мм, с коэффициентом фильтрации более 50 м/сут и прочностью более 70 Н/см. Данная защитная прослойка позволяет исключить выплески песка из-под плит при нарушении его динамической устойчивости, предотвратить размывы песка под швами и кромками покрытия. Поставляют «Дорнит», как правило, в рулонах массой до 80 кг с длиной полотна в рулоне не менее 40 м и шириной не менее 1,5 м.
Укладку полотен НСМ выполняют вдоль земляного полотна путем раскатки рулонов вручную. После раскатки первых метров краевую часть (по ширине) полотна прижимают к грунту путём прибивки к грунту двумя-тремя анкерами (металлические стержни диаметром 3-5 мм) длиной 15-20 см с отогнутым верхним и заостренным нижним концами. При дальнейшей раскатке производят периодическое разравнивание полотна с небольшим продольным его натяжением и креплением к грунту анкерами через 5 м. Полотна укладывают с перекрытием не менее 0,15 м.
Монтаж плит покрытия необходимо проводить сразу после укладки прослойки, чтобы НСМ находился под действием дневного света не более 5 часов. Перед монтажом плит покрытия проверяется качество уложенной прослойки путем визуального осмотра и фиксации сплошности, величины перекрытия, качества стыков полотен и качество НСМ.
Готовую прослойку предъявляют Заказчику для осмотра и освидетельствования, путем документального оформления и подписания Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006, где приводят данные осмотра, данные о поставщике и характеристики НСМ, указанные в паспорте на партию НСМ или на этикетках рулонов, а также данные полученные при приемке НСМ — массу 1 м и толщину, и разрешение последующих работ по устройству покрытия из железобетонных плит.
3.8.2. Погрузку плит на автомашины производят автокраном КС-4561А по одной плите в следующем технологическом порядке:
— кран установить на погрузочной площадке в рабочее положение между штабелем и автомашиной;
— крюк крана со стропом подают на середину ближайшей к крану плиты;
— с помощью стропа плиту зацепляют, производят пробный подъем на высоту не более 200-300 мм для проверки правильности строповки, после чего плиту поднимают и перемещают краном к автомашине;
— разворот поднятых плит в нужном положении осуществляется стропальщиком с помощью парных оттяжек, при этом плиты должны находиться на высоте не менее 0,5 м от верха штабеля, бортов автомашины и др. встречающихся на пути препятствий;
— расстроповка производиться только после надежной укладки плит на автомашину;
— кран поворачивают, подавая крюк со стропом на середину следующей плиты.

Глубина прокладки газопровода низкого давления

Глубина прокладки (заложения) газопровода низкого давления определяется нормативным докментом «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» и описывается в пункте 5.2 следующим образом:

Прокладку газопроводов низкого давления следует осуществлять на глубине не менее 0,8 м до верха газопровода или футляра. В местах, где не предусматривается движение транспорта и сельскохозяйственных машин, глубина прокладки стальных газопроводов низкого давления может быть не менее 0,6 м.

При пересечении, либо проходе коммуникации газопровода под автодорогами и прочими местами передвижения автотранспорта глубина укладки должна быть не менее 1.5 метра, до верхней точки газопровода, либо её футляра.

Соответственно, глубина траншеи под газопровод вычисляется по следующей формуле: диаметр газопровода+ толщина футляра + 0.8 метра, а при пересечении дороги — диаметр газопровода+ толщина футляра + 1.5 метра.

При пересечении газопроводом низкого давления железной дороги, глубина укладки газопровода от подошвы рельса или верха покрытия дороги, а при наличии насыпи — от ее подошвы до верха футляра должна отвечать требованиям безопасности, но быть не менее:

при производстве работ открытым способом — 1,0 м;

при производстве работ методом продавливания или наклонно-направленного бурения и щитовой проходки — 1,5 м;

при производстве работ методом прокола — 2,5 м.

При пересечении газопроводом низкого давления других коммуникаций -водопровода, высоковольтных кабелей, канализация и других газопроводов, нужно будет углубляться ниже этих коммуникаций в месте где они проходят, не менее чем на 0.5 метра, или можно пройти выше них, если они залегают на глубине не менее 1.7 метра.

Глубина прокладки газопроводов низкого давления в грунтах неодинаковой степени пучинистости, а также в насыпных грунтах должна приниматься до верха трубы — не менее 0,9 нормативной глубины промерзания, но не менее 1,0 м.