Изменение назначения земельного участка в Московской области

Как в Подмосковье изменить вид разрешенного использования земельного участка

Вид разрешенного использования (ВРИ) — индивидуальная характеристика земельного участка. Она определяет способ его использования, то есть вид деятельности, которую можно на нем вести. Как изменить вид разрешенного использования или установить его, читайте в материале портала mosreg.ru.

Как получить разрешение на условно разрешенный вид использования объекта в Подмосковье>>

Виды разрешенного использования

Источник: ©, .com

По словам министра имущественных отношений Московской области Владислава Когана, в регионе нередки ситуации, когда жилые, дачные или садовые дома стоят на земле, оформленной по старым документам. В них неверно указан ВРИ, и размещение объекта капстроительства на такой земле не предусмотрено. В таком случае собственнику надо изменить ВРИ на назначение «Для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», «Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)» или «Ведение садоводства».

Перечень всех возможных видов разрешенного использования приведен в классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Виды разрешенного использования бывают основными, вспомогательными и условно разрешенными. Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному или условно разрешенному. Установить его вместо основного нельзя.

Основной и вспомогательный виды использования участка можно установить или изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (если это не противоречит правилам землепользования и застройки). Для этого надо обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ.

Установить условно разрешенный вид использования возможно в рамках государственной услуги, которую предоставляет комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. Распоряжение Главархитектуры Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принимается с учетом правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.

Если нужно изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в ПЗЗ.

Как добиться пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости в Подмосковье>>

Когда нельзя изменить ВРИ

Источник: Фотобанк Московской области

Изменить ВРИ невозможно:

— по требованию арендатора — если договор аренды участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;

— арендатору самостоятельно — если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования;

— если градостроительным регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ.

Как в Подмосковье внести изменения в правила землепользования и застройки онлайн>>

Где подать заявление на изменение ВРИ

Заявление на изменение ВРИ подается в Росреестр через любой МФЦ Московской области.

Установление соответствия ВРИ классификатору

Источник: ©, .com

В случае если существующий вид разрешенного использования не соответствует действующему классификатору ВРИ, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, правообладатель земельного участка может обратиться за государственной услугой и установить соответствие существующего ВРИ классификатору. При этом для земельного участка устанавливается ВРИ согласно классификатору, по смыслу и содержанию соответствующий существующему.

Если испрашиваемый ВРИ не соответствует по смыслу и содержанию существующему ВРИ, необходимо обращаться за его изменением в Росреестр.

Предоставление земельного участка в Подмосковье через торги в собственность или аренду>>

Как установить соответствие классификатору

Источник: Фотобанк Московской области, Роман Варцев

Услугой установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору могут воспользоваться правообладатели земельного участка — собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Получить ее можно через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Для жителей, не имеющих выхода в Интернет, доступ к порталу организован в офисах МФЦ.

В случае подачи заявления онлайн заполняется заявление и прикладываются документы в электронном виде. С перечнем необходимых документов можно ознакомиться на странице услуги на РПГУ.

Как получить имущественный налоговый вычет в Подмосковье>>

Порядок и сроки оказания услуги

Источник: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области

Рассмотрение заявления может занять до 13 рабочих дней, после чего ответ поступит в личный кабинет заявителя на РПГУ. Дополнительно результат государственной услуги можно получить в МФЦ, где его распечатают и заверят подписью уполномоченного сотрудника и печатью МФЦ.

Информация о стадии рассмотрения заявления также направляется в личный кабинет или на электронную почту.

Кроме того, заявитель может самостоятельно получить информацию о готовности результата предоставления госуслуги по телефону центра телефонного обслуживания населения Московской области 8(800) 550-50-30 или посредством сервиса РПГУ «Узнать статус заявления».

Как подать извещение о продаже сельхозземли в Подмосковье>>

Плата за изменение ВРИ

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

В случаях, предусмотренных законодательством, заявитель обязан внести в полном объеме плату за изменение ВРИ в тридцатидневный срок со дня получения соответствующего уведомления от министерства имущественных отношений Московской области. Плата взимается в случае изменения ВРИ на вид, предусматривающий жилищное строительство.

Установление соответствия ВРИ классификатору видов разрешенного использования земельных участков осуществляется бесплатно.

Оплата налога на имущество физлиц в Подмосковье: порядок начисления и льготы>>

В соответствии со статьями 12.1, 12.2 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве» Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (приложение 1).

2. Утвердить Перечень видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается (приложение 2).

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А., исполняющего обязанности министра Правительства Москвы, руководителя Департамента городского имущества города Москвы Ефимова В.В.

Врио Мэра Москвы С.С. Собянин

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 10 сентября 2013 г. N 593-ПП

1. Настоящий Порядок регулирует правоотношения, связанные с определением размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее — изменение вида разрешенного использования земельного участка), за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством города Москвы такая плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается.

2. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Департаментом городского имущества города Москвы с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:

*,

где

П — размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (руб.);

С — ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования (приложение к настоящему Порядку);

* — кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (руб.);

* — кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования (руб.).

Приложение
к Порядку

N п/п Значение показателя плотности застройки земельного участка Ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования
1 От 4,0 и более 80% от кадастровой стоимости земельного участка
2 От 3,6 до 3,9 включительно 70% от кадастровой стоимости земельного участка
3 От 3,2 до 3,5 включительно 60% от кадастровой стоимости земельного участка
4 От 2,8 до 3,1 включительно 50% от кадастровой стоимости земельного участка
5 От 2,4 до 2,7 включительно 40% от кадастровой стоимости земельного участка
6 От 2,0 до 2,3 включительно 30% от кадастровой стоимости земельного участка
7 От 1,6 до 1,9 включительно 25% от кадастровой стоимости земельного участка
8 От 1,2 до 1,5 включительно 20% от кадастровой стоимости земельного участка
9 От 0,8 до 1,1 включительно 15% от кадастровой стоимости земельного участка
10 От 0,4 до 0,7 включительно 10% от кадастровой стоимости земельного участка
11 До 0,3 включительно 5% от кадастровой стоимости земельного участка

* Показатель плотности застройки определяется как отношение предельной площади объектов капитального строительства к общей площади земельного участка, указанным в утвержденном в установленном порядке градостроительном плане земельного участка.

Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 10 сентября 2013 г. N 593-ПП

N п/п Наименование объектов капитального строительства Кодовые обозначения — индексы видов разрешенного использования объектов капитального строительства
1 Объекты размещения административно-управленческих учреждений, некоммерческих организаций, не связанных с проживанием населения, общественных организаций и объединений 1001 01
2 Учебно-образовательные объекты 1002
3 Культурно-просветительные объекты 1003
4 Объекты размещения помещений и технических устройств пассажирских терминалов, вокзалов, причалов, станций, транспортно-пересадочных узлов 1004 06
5 Объекты размещения помещений и технических устройств общественных туалетов 1004 08
6 Лечебно-оздоровительные объекты 1005
7 Спортивно-рекреационные объекты 1006
8 Социально-реабилитационные объекты 1007
9 Учебно-воспитательные объекты 2003
10 Промышленно-производственные объекты 3002
11 Объекты размещения помещений и технических устройств теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), районных тепловых станций (РТС) мощностью 200 Гкал/час и выше, теплоэлектростанций (ТЭС), электроподстанций открытого типа 3002 03
12 Объекты размещения помещений и технических устройств электроподстанций закрытого типа, районных тепловых станций мощностью до 200 Гкал/час, повысительных и понизительных тепловых насосных станций 3002 04
13 Специальные объекты 3003
14 Жилищно-коммунальные объекты, за исключением объектов размещения помещений и технических устройств автоматических телефонных станций (АТС) и концентраторов абонентского доступа (КАД), объектов размещения автомоек 3004
15 Объекты транспортной инфраструктуры 3005
16 Объекты размещения имущественных комплексов технологических и индустриальных парков 1001 10
17 Объекты размещения имущественных комплексов технополисов

Любой участок земли, расположенный на территории Российской Федерации, имеет определенное назначение, в соответствии с которым он может использоваться на законных основаниях. Однако, в некоторых случаях может быть проведено так называемое изменение вида разрешенного использования.

Данная процедура осуществляется за определенную плату только в тех случаях, когда при изменении происходит увеличение кадастровой стоимости территориального надела.

Решение о проведении рассматриваемого мероприятия принимается территориальным Департаментом городского имущества на основании предоставленной заявителем документации. Все изменения вносятся в единый кадастровый реестр.

Стоимость изменения вида разрешенного использования земельного участка может варьироваться в зависимости от ситуации.

Для понимания особенностей ценообразования необходимо ознакомиться с назначением процедуры, с перечнем лиц, которые могут обращаться за услугой, с порядком проведения мероприятия, с необходимым перечнем документов, а также с нюансами самостоятельного расчета суммы.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Что это такое и зачем нужно

Действующее земельное законодательство определяет несколько категорий земельных участков, в том числе находящихся в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственных нужд. В рамках одной земельной категории могут находится несколько территориальных наделов с разными формами разрешенного использования.

Изначальное целевое назначение участка может быть на законных основаниях изменено по требованию собственника.

Исключением являются случаи, когда земля входит в категорию охраняемых государством природных объектов. Стоит отметить, что наиболее дешевой и простой процедурой является не изменение конкретной категории земли, а только его целевого назначения.

Вид разрешенного использования может быть изменен с помощью присвоения нового формата использования, который, в свою очередь, относится к той же земельной категории. Такое мероприятие требуется при необходимости использования территориального надела в рамках иного назначения, отличающегося от прежнего.

Например, изменения актуальны в следующих ситуациях:

  • когда требуется строительство поселка коттеджного типа для формирования садового товарищества на землях, отведенных для реализации сельскохозяйственных нужд – в этом случае требуется изменение формата земли под дачное строительство, что является более выгодным с экономической точки зрения;
  • когда необходимо возведение частного дома в пределах населенного пункта и на землях, отведенных под нужды сельского или подсобного хозяйства – заинтересованному лицу нужно в обязательном порядке изменить формат земли на индивидуальное строительство;
  • когда необходимо разделить один территориальный надел на несколько других, которые предназначаются для отдельных нужд.

В любом случае, для начала строительных мероприятий на территориях, не предназначенных для этого, нужно в обязательном порядке изменить формат разрешенного использования земли. В противном случае на собственника могут быть наложены определенные штрафные санкции, вплоть до изъятия земли в пользу муниципального или государственного фонда.

Образец паспорта гражданина РФ

Кто и куда может обратится за данной услугой

На получение возможности изменения разрешенного пользования территориальных наделов могут рассчитывать как физические, так и юридические лица, а также их официальные представители, осуществляющие свою деятельность на основании стандартной нотариальной доверенности.

Стоит отметить, что компетентные органы принимают заявления только от самих граждан без возможности предоставления государственной услуги уполномоченным представителям. Отсутствие данной возможности для физических лиц в полной мере регламентируется на законодательном уровне.

Что касается организаций, выступающих в качестве юридических лиц, то для них предусматривается определенный формат принятия запросов на оказание рассматриваемой услуги. Такие компании должны быть в обязательном порядке зарегистрированы на территории Российской Федерации. Сама регистрационная процедура проводится исключительно в электронном формате через официальный портал государственных услуг.

Бесплатное предоставление земельного участка в собственность возможно только в случае льготных категорий населения.

Возможно ли объединение земельных участков с разным разрешенным использованием — смотрите .

Как происходит процедура

Процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка имеет следующий установленный алгоритм действий:

Составление специализированного заявления на имя руководителя исполнительного комитета Заказчик может воспользоваться услугами квалифицированных юристов и составить заявление с учетом территориальных особенностей.
Разработка проектной документации, связанной с изменениями в правилах земельного пользования и застройки территориального надела Новые правила использования земли и застройки разрабатываются опытными инженерами с учетом последних изменений.
Прохождение мероприятий на уровне местных администраций Происходит сопровождение официальной процедуры согласования и слушаний, проводимых в публичном формате.
Передача нового кадастрового паспорта в руки заявителю Помимо данного документа заказчику процедуры передаются и прочие правоустанавливающие акты.

Только после проведения вышеуказанных процедур собственность сможет быть переоформлена с учетом внесения изменений в единый государственный кадастровый реестр.

Скачать образец заявления на смену вида разрешенного использования участка земли

Необходимые документы

Действующий градостроительный кодекс предусматривает обязательную подготовку следующей документации для успешного проведения рассматриваемого мероприятия:

  • кадастровый паспорт на конкретный территориальный надел;
  • сведения о соседних пользователях участков земли;
  • официальная схема предельных границ участка;
  • учредительная документация – если в качестве заявителя выступает юридическое лицо;
  • заключение местных органов власти о возможности изменения разрешенного вида использования конкретной территории;
  • любое удостоверение личности заявителя – обычно предоставляется гражданский паспорт РФ.

Стоимость изменения вида разрешенного использования земельного участка

Цена может напрямую зависеть от множества параметров. Например, на стоимость изменения вида разрешенного использования земельного участка влияют характеристики территориального надела и внутренний регламент каждого конкретного муниципального образования.

Помимо прочего, представители компетентных органов могут установить определенную государственную пошлину за разницу в стоимости между предыдущей и получаемой землей. В подавляющем большинстве случаев весь комплект мероприятий обходится заказчику совершенно бесплатно.

Однако стоит помнить о том, что исключительные ситуации предусматривают выплаты в пределах 150 000 рублей. Это становится актуально в случае обращения к услугам специализированных компаний, благодаря участию которых значительно уменьшаются сроки проведения мероприятия.

Формула для самостоятельного расчета суммы

Зачастую процедура изменения формата разрешенного использования территориальных наделов проводится на безвозмездной основе. Однако, иногда может взиматься и определенная плата.

Например, это особенно актуально в ситуациях, когда новый вид использования предполагает дальнейшее возведение объектов жилищного строительства.

Стоит отметить, что в некоторых муниципальных образованиях плата не взимается вовсе.

Для понимания того, сколько стоит услуга, нужна обязательно ознакомиться со следующей формулой, по которой может без особых проблем проводиться расчет:

Расчетная ставка х ((кадастровая стоимость нового ВРИ – стоимость существующего Ври) + (разница, полученная из предыдущего расчета) = сумма, предъявляемая к оплате.

Данные для представленной формулы:

Кадастровая стоимость нового вида использования Определяется представителями территориальной кадастровой палаты.
Стоимость действующего вида использования Указана в строке №13 актуального кадастрового паспорта.
Расчётная ставка Заинтересованные лица могут найти данную информацию в приложении №2 Постановления №1165/52 от 30 декабря 2014 года, которое разработало Правительство Московской области.

Важно помнить о том, что в тех случаях, когда при изменении формата разрешенного пользования старая кадастровая стоимость превышает новую, размер выплат за проведение рассматриваемой процедуры устанавливается в размере 10% от новой установленной стоимости по кадастру.

Можно ли не платить

Процедура изменения разрешенного использования конкретных территориальных наделов проводится без оплаты в следующих ситуациях:

  • если установленный формат использования изменяется в момент включения участков земли в территорию конкретного муниципального образования на тот вид, который был ранее определен в соответствии с нормами местного градостроительного плана;
  • если изменение вида проводится одновременно со снятием запрета на строительство и возведение любых объектов, входящих в недвижимость;
  • если применяемая кадастровая стоимость выше той, которая устанавливается для нового вида участка;
  • если новый формат разрешенного использования предполагает реконструкцию объектов социального или культурного значения для конкретного муниципального образования – это могут быть любые образовательные или оздоровительные центры, а также объекты, относящиеся к транспортной инфраструктуре и технополисы.

Проведение торгов на земельные участки является одним из способов выкупить землю у муниципалитета.

Пошаговая инструкция оформления земельного участка в собственность содержится .

Читайте , как оформить в собственность бесхозный земельный участок.

Как изменить категорию земли в Подмосковье

В Московской области, как в других регионах страны, каждый участок земли относится к определенной категории. Эта категория определяет целевое назначение земли и, как следствие, вид разрешенного использования. В совокупности эти характеристики определяют возможности использования земель согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования. Категория земель устанавливается в соответствии с утвержденным генеральным планом муниципального образования. Отнесение и перевод большей части земель, находящихся в частной собственности, в Московской области осуществляется органами местного самоуправления по согласованию с региональным правительством. О том, как изменить категорию участка и какие для этого нужны документы, читайте в материале портала mosreg.ru.

Узнайте, как в Подмосковье изменить вид разрешенного использования земельного участка>>

Какие бывают категории земель

В Земельном кодексе Российской Федерации все земли разделены на следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Как установить сервитут на земельный участок в Подмосковье>>

Из каких категорий можно осуществлять перевод

Органы местного самоуправления в большей степени предоставляют услугу по переводу частных земель следующих категорий: земли промышленности и иного специального назначения, а также земли особо охраняемых территорий и объектов.

Их можно перевести в следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли промышленности и иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов.

Перевод земель из одной категории в другую для прочих категорий осуществляется Правительством Российской Федерации (в отношении земель, находящихся в федеральной собственности) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения).

В связи с этим перевод земель сельскохозяйственного назначения осуществляется правительством Московской области.

Как получить разрешение на использование муниципальных земель в Подмосковье>>

Порядок и сроки оказания услуги

Услуга оказывается как физическим, так и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Максимальный срок оказания услуги составляет 28 рабочих дней.

Регистрация заявления и комплекта документов производится за 1 рабочий день. Заявление о предоставлении услуги можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг (РПГУ).

Как узнать о задолженности по арендной плате за муниципальные участки земли в Подмосковье>>

Необходимые документы

Для получения услуги потребуются следующие документы:

  • заявление о переводе земель из одной категории в другую (об отнесении земель к определенной категории);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • согласие правообладателя земельного участка на его перевод из состава земель одной категории в другую (предоставляется в случае, если с заявлением о переводе земельного участка из одной категории в другую или отнесении земельного участка к определенной категории, право собственности на который зарегистрировано, обращается заявитель, не являющийся собственником этого участка, либо собственник, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок);
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (в случае их оформления до 2 марта 1998 года. Это могут быть государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177);
  • документ, удостоверяющий полномочия представителя (если заявление подается представителем заявителя).

Предоставление земельного участка в Подмосковье через торги в собственность или аренду>>

Сокращение сроков предоставления услуги

По словам министра имущественных отношений Московской области Андрея Аверкиева, данная услуга является одной из самых популярных в регионе, а срок ее предоставления в скором времени должен сократиться более чем в два раза.

В настоящее время услуга по изменению категории земли входит в тройку самых популярных у населения. Сейчас изменить категорию можно в течение 28 рабочих дней, но уже четвертом квартале текущего года этот срок планируют сократить до 13 рабочих дней.

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов>>

Иван Пышечкин