Насадка на бензопилу бур для земляных работ

Ручная проделка лунок во льду или подготовка отверстий в почве для закладки свайного фундамента способна отнять массу времени и сил. Однако, если использовать для этого бензотехнику, то можно добиться лучшего результата. Покупка специализированного оборудования «на один раз» не всегда оказывается оптимальным вариантом. В таком случае можно использовать для проделки лунок бур, изготовленный на базе имеющейся в хозяйстве бензопилы.

Бур – предназначение, виды и особенности эксплуатации

Мотобур – это вид оборудования, предназначенного для проделки отверстий в твердой и глинистой почве, а также во льду. В зависимости от своих конструктивных особенностей и предназначения, буры делятся на:

  • бытовые – малогабаритные орудия, выделяющиеся сравнительно низкой мощностью и тяговыми характеристиками. Приспособления этого типа хорошо подходят для непродолжительной и нерегулярной эксплуатации. Они потребляют минимум топлива и не требуют регулярного специализированного ухода;
  • полупрофессиональные – оборудование средней мощности, которое по своим размерам мало чем отличается от бытовых моделей. Главная задача орудий этого типа – регулярная эксплуатация по проделке небольших и средних по диаметру отверстий в рыхлом грунте и во льду с толщиной слоя до 10 см;
  • профессиональные – приспособления этого типа обладают солидной мощностью и запасом тяги. Они хорошо справляются с проделкой отверстий в твердой почве и во льду, толщиной до 15–18 см.

Самыми мощными на рынке считаются промышленные буры. Эти установки предназначены исключительно для работы по бурению нефтяных и газовых скважин. Для их эксплуатации и обслуживания требуется группа из нескольких опытных сотрудников.

Помимо специализированных фирменных приспособлений на рынке встречаются малогабаритные насадки, которые выделяются простотой в установке и обслуживании. Самая популярная из них – насадка на бензопилу для бурения льда и грунта. Это приспособление позволяет совместить рабочие органы насадки и мощность заводского двигателя садового инструмента. Таким образом пользователь получает возможность беспрепятственно бурить лунки без необходимости покупки специализированного оборудования.

Насадка в виде бура для хозяйственной бензопилы не требует особых навыков от оператора. Все, что нужно – это установить ее вместо режущих органов пилы, заправить инструмент и неподвижно установить его рабочими органами вниз. После этого можно запустить двигатель пилы и начать проделку лунок.

Подготовка к самостоятельной сборке бура

Прежде чем начать самостоятельное изготовление оборудования, важно изучить подробные чертежи. Готовая схема должна подсказать изготовителю, как именно устанавливать элементы бура, в какой последовательности это делать, и каких размеров должны быть все используемые комплектующие.

Далее нужно приступать к поиску деталей.

Под руками у изготовителя должны быть:

  • рабочий орган, который можно взять от старого мотобура. Если нет возможности найти готовый наконечник, то его можно сделать из круглой полнотелой металлической трубы;
  • двигатель от исправной бензопилы;
  • редуктор – его задача заключается в преобразовании и передаче вращательного усилия от мотора на рабочий орган;
  • металлическая труба и стяжки – нужны для сборки защитного корпуса.

Из инструментов оператору потребуется сварочный аппарат, дрель, шлифовальная машина и болгарка.

Как сделать ледобур из бензопилы своими руками?

Весь процесс сборки бурового оборудования состоит из нескольких этапов. От их последовательности напрямую зависит работоспособность приспособления и его эффективность во время активной эксплуатации на участке или озере.

Выбор и установка редуктора

Бур из бензопилы не сможет нормально работать без редуктора. Во время выбора этого узла нужно быть максимально внимательным, так как существует большой риск установки неподходящего элемента. Дело в том, что силовой агрегат хозяйственной бензопилы обладает сравнительно большой изначальной мощностью. Он непрерывно работает на высоких оборотах, в том числе и на холостых оборотах. Соответственно, если самодельный ямобур из бензопилы будет вращаться на скорости, равноценной скорости вращения коленвала, то работать с ним будет невозможно. В то же время, при передаче редуктора на выходной вал слишком низких оборотов, эксплуатация оборудования не принесет вообще никаких результатов.

Редуктор на бензопилу для бура должен обладать определенным передаточным числом. Чаще всего в конструкции самодельных буров из бензопил оно составляет 16. Этими показателями обладает редуктор от дрели. Он небольшой и его достаточно просто установить в корпус бензопилы. Бур, оборудованный таким редуктором, будет вращать рабочий орган на скорости примерно 15–25 об/мин.

Сборка корпуса

Чтобы защитить самодельный мотобур из бензопилы от грязи и влаги, его нужно укомплектовать защитным корпусом. Он должен быть максимально стойким к вибрации и сопротивлению, которое образуется во время проделки лунок в твердой почве.

Порядок работ выглядит таким образом:

  1. Вначале оператор должен отмерить кусок от металлической трубы. В результате он должен составлять длину периметра опорной рамы – около 160 см;
  2. Затем на трубе потребуется сделать небольшие надрезы. Их величина должна составлять примерно 1,3 от общего радиуса трубы. По оставленным надрезам изготовитель сможет сориентироваться, в каких местах потребуется сгибать трубу в дальнейшем. Чтобы согнуть трубу для рамы было легче, потребуется проделать дополнительные надрезы – по 4–6 штук с шагом 5 мм друг от друга. Чтобы во время сгиба металлической комплектующей получить идеально ровные прямые углы, подготовленные надрезы потребуется аккуратно сточить болгаркой;
  3. В конце все соединения и углы потребуется заварить.

По тому же принципу оператор должен сделать еще одну раму. Затем обе части несущей конструкции необходимо неподвижно соединить между собой при помощи сварки. В результате конечная дистанция между горизонтальными плоскостями рам должна составить не менее 1/3 метра. Для большей надежности в углах рам потребуется установить куски металлических труб и распорки.

Готовую несущую конструкцию в виде усеченной 4-угольной пирамиды нужно покрыть грунтовкой и несколькими слоями краски. Она защитит остов от ржавчины и грязи. Внутри рамы нужно неподвижно установить редуктор.

Выбор способа крепления двигателя от бензопилы

Бур для земли из бензопилы изначально работает на основе крутящего момента, создаваемого силовым агрегатом. В процессе сборки мотобура важно заранее определить, каким способом крепить мотор в общую конструкцию приспособления.

Несъемный способ монтажа заключается в том, что в дальнейшем оператор не сможет воспользоваться двигателем для его обратной установки на цепную пилу. Этот вариант подходит для тех, у кого в хозяйстве есть 2 и больше бензопил, и одной из них можно «пожертвовать» для изготовления бура.

Второй способ – более популярен. Он заключается в изготовлении крепления для съемного монтажа силового агрегата. Для этого в несущей раме бура для рыбалки потребуется проделать одно большое сквозное отверстие, которое потребуется для установки мотора. Размеры отверстия должны соответствовать габаритам силового агрегата.

В дальнейшем мотор будет крепиться при помощи 2–4 винтов. Они должны выдерживать сильную вибрацию, не ослабляя фиксации двигателя.

Установка рабочего органа

Самодельный ледобур из бензопилы должен комплектоваться прочным рабочим узлом, который будет отвечать за проделку лунок во льду и грунте. Для надежной фиксации бура потребуется металлическая труба, при помощи которой удастся соединить редуктор и рабочий орган оборудования. Преимущество этой компоновки заключается в том, что оператор всегда сможет заменить бурильную насадку другой, большего или меньшего размера.

Кроме трубы, для установки бура к металлическому остову потребуется приварить 2 кольца. В дальнейшем они должны монтироваться поверх вертикальной трубы так, чтобы между деталями не было зазоров.

Насадка кородер на бензопилу

Устройство получило в обиходе два названия — кородёр или короед. Корректное техническое название — дебаркер. Это удачное техническое решение, позволяющее использовать силовую установку, ДВС бензопилы, не только для распиловки древесины. В быту для бензопил редко бывает много работы. А специальные насадки расширяют применение бензопил. К тому же отдельная насадка без двигателя стоит в разы дешевле и не занимает много места при хранении.

Назначение насадки

Само название — кородёр — позиционирует насадку как устройство для снятия коры с цельных стволов дерева. Это трудоемкая операция. Раньше проводилась вручную с помощью топора, скобеля в виде острого полотна с двумя ручками или обрезанной под прямоугольник и заточенной штыковой лопаты.

Дебаркер делает эту работу легко, быстро и качественно.

Но это не единственное его назначение. С его помощью быстро и точно делаются углубления и пазы в бревнах для посадки верхнего яруса венцов при строительстве срубов.

Также кородер применяется для грубого фугования и выравнивания любых поверхностей древесины.

Отдельное направление возможностей, которые открывает применение дебаркера — это:

  • деревянное зодчество;
  • скульптуры из цельных бревен;
  • элементы ландшафтного дизайна;
  • любые нестандартные изделия самых причудливых форм.

Все это можно делать с помощью одного приспособления, без многочисленного набора топоров, резцов, стамесок, фуганков и прочих ручных инструментов.

Устройство и принцип работы приспособления

Насадка — кородер состоит из следующих основных частей:

  • шкив под приводной ремень;
  • приводной ремень;
  • кронштейн с рабочей головкой.

Есть множество разновидностей рабочих головок:

  • узкие большого диаметра;
  • широкие меньшего диаметра;
  • с открытым креплением ножей (фрез);
  • с закрытым креплением, как у электрорубанков;
  • со столом для ограничения и регулировки глубины захвата и без него;
  • с фигурными резцами разных профилей для разных целей.

Их объединяет общий принцип конструкции. По сути, это вал на двух подшипниках в каретках со шкивом. Такой же, как у электрорубанков. Разница в размерах, форме вала и ножей (фрез) и способах их крепления.

Установка насадки

Установку насадки – кородера на бензопилу рекомендуется производить в следующей последовательности:

  1. Снимается шина и пильная цепь.
  2. Снимается звездочка привода пильной цепи.
  3. На её место ставится шкив под ремень.
  4. На место шины ставится кронштейн с рабочей головкой. Пазы его крепления идентичны по размерам пазам шины.
  5. Натягивается приводной ремень также, как натягивается цепь.
  6. Окончательно затягиваются гайки крепления шины (кронштейна).

Режим работы дебаркера и пильной цепи схожи. Только вместо зубчатой шестеренки, приводящей в движение пильную цепь, здесь шкив приводит в движение приводной ремень. Ремень передает крутящий момент рабочей головке с резцами.

Натяжка ремня важна также, как и цепи. Слабо натянутый ремень будет пробуксовывать и перегреваться от трения. Может соскочить со шкивов. Перетянутый ремень затрудняет работу двигателя, сильнее нагревается. В итоге растягивается и может быстро выйти из строя, став тонким и чрезмерно длинным.

Масло в масляный бачок для смазки цепи не заливается. Ремень должен оставаться сухим. Иначе он будет проскальзывать по шкивам. И масло может испортить структуру ремня, он набухнет, станет мягким и разрушится.

На холостых оборотах головка дебаркера не должна вращаться, также, как и пильная цепь. Обороты регулируются нажатием ручки газа.

К каким бензопилам подходит

Нельзя купить любую насадку — кородер и поставить её на какую угодно бензопилу. Вероятность, что насадка подойдет к конкретной бензопиле при таком выборе «не глядя», ничтожно мала.

Связано это с тем, что посадочные места для звездочек привода у бензопил разных брендов отличаются по размерам и формам рельефа зацепления. Они могут отличаться даже у бензопил одного бренда, но разных моделей.

Главный критерий при выборе короеда: посадочные размеры приводного шкива насадки должны быть полностью идентичны этим размерам зубчатой шестеренки. Иначе даже при небольшом отличии посадки шкив просто не удастся поставить на место.

Есть ещё проблемы, с которыми может столкнуться пользователь, купив насадку, даже специально сделанную под размеры конкретной модели бензопилы. Это снятие приводной звездочки. На некоторых моделях это легко. Достаточно снять стопорное кольцо и от руки — звездочку.

На других она снимается вместе с барабаном муфты сцепления, потому что узел выполнен как единое целое — нераздельные корпус барабана и звездочка. Для таких вариантов шкив должен быть также единым целым с барабаном муфты сцепления, и продаваться в таком виде.

Но главная проблема в том, что на некоторых бензопилах снятие ведущей звездочки вместе с барабаном муфты сцепления или отдельно весьма затруднительно. Иногда требуется применение специальных съемников.

Это значит, что также затруднительно будет поставить шкив. А затем снять его и поставить на место звездочку, когда потребуется пилить.

Тогда каждый переход из режима в режим будет равен по усилиям и времени ремонту средней сложности. А после десятков таких операций могут быть деформированы (развальцованы) места посадки и сами узлы.

С какими бензопилами лучше всего использовать насадку

Монтаж-демонтаж насадок и пильной гарнитуры легко и быстро проводится на бензопилах Stihl. Снимается стопорное кольцо, звездочка, ставится шкив под ремень. Длина выноса вала позволяет это сделать.

Шкив заметно более широкий, чем звездочка под цепь, но он вполне умещается. Видимо, это не случайное совпадение. Скорее всего, немецкие конструкторы и на этот раз оказались впереди всей планеты и заранее спроектировали такую легкую заменяемость. Но факт, что такая простая возможность замены есть далеко не на всех бензопилах других брендов.

Кроме совместимости шкива с посадкой, обращают внимание на габариты, вес и мощность бензопилы. Оптимально использовать бензопилы с мощностью 2-3 кВт и весом не более 5 кг.

При работе фрезерной головки не требуется большой мощности. Важны высокие обороты, которые обеспечит бензопила любой мощности (8-12 тыс. об/мин). Бытовые электрорубанки и рейсмусы, которые решают сходные задачи, имеют аналогичную мощность, в пределах 1,5- 2,5 кВт и более низкие обороты.

Мощные бензопилы весят тяжелее, дебаркером с ними неудобно работать. Они менее послушны в руках, быстрее наступает усталость. Также они расходуют больше топлива и дороже в эксплуатации.

Как сделать приспособление своими руками

Самый сложный узел кородера — непосредственный рабочий орган, вал на подшипниках с каретками и режущими ножами (фрезами). При желании подобные изделия можно заказать в металлообрабатывающей фирме. Стоить это может дороже, чем полностью готовая насадка в продаже.

Точность допусков на местах посадки подшипников и сбалансированность по весу во избежании вибрации гарантировать при штучном производстве трудно. В итоге вал может быть эксцентричен по весу и сильно вибрировать и даже прыгать при работе на высоких оборотах.

Возможен перекос подшипников при посадке их в каретки и вследствие — быстрый выход из строя.

Можно использовать готовый узел от сломанного электрорубанка: вал шириной 100-140 мм и примерно такого же диаметра.

Вторая сложная деталь — шкив под ремень, точно подходящий на посадочное место вместо звездочки.

Ведущий и ведомый шкивы должны иметь одинаковый профиль под ремень и располагаться строго параллельно, в одной оси, без перекосов относительно плоскостей друг друга.

Начало кронштейна крепления, который примыкает к бензопиле на место шины, точно повторяет все её размеры (ширина, толщина, длина, положение и размеры пазов).

Сам кронштейн выполняется из прочной трубы или уголка, чтобы ремень при натяжке и работе не согнул его.

Как видно, это простое на первый взгляд изделие достаточно сложно в изготовлении. И проще купить насадку — кородер в готовом виде. Цена на эти изделия — от 2000 до 3200 руб.

Получить представление о том, как выглядит и работает дебаркер, можно на этом видео:

Но при этом обязательно нужно убедиться в совместимости насадки и конкретной бензопилы. Лучше, когда насадка сделана точно под определенную модель конкретного бренда пилы. Это облегчает выбор и гарантирует совместимость.