Отказ в предоставлении земельного участка многодетным семьям

27 сентября под эгидой Уполномоченного по правам человека в Ярославской области Сергея Бабуркина и Регионального исполкома Общероссийского народного фронта состоялся круглый стол по вопросам предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В мероприятии, приняли участие Игорь Ямщиков — руководитель регионального исполкома ОНФ, Сергей Тальянов – директор департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, Александр Скворцов – директор департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, представители профильных региональных департаментов и объединений многодетных семей Ярославской области.

К Уполномоченному по правам человека в Ярославской области, так же, как и в региональный ОНФ, неоднократно поступали жалобы многодетных семей на непредоставление земельных участков или на предоставление земли на тех территориях, где полностью отсутствует инженерная инфраструктура: газо- и водоснабжение, электричество, подъездные пути.

Сергей Бабуркин отметил: «Проблема обеспечения прав многодетных семей – составная часть важнейших задач государства в демографической сфере. Тот вопрос, который мы сегодня обсуждали, — обеспечение земельными участками с подготовленной инфраструктурой – важный аспект этой проблемы. Я вижу это и по обращениям, которые ко мне поступают. За последние годы изменился характер обращений: если раньше многодетные семьи жаловались на отказ в предоставлении земельных участков, то сейчас на первый план выдвинулась проблема обеспечения земли инфраструктурой, чтобы люди могли там строиться и жить. В регионе органы государственной власти и органы местного самоуправления предпринимают усилия для обеспечения многодетных семей земельными участками, но, как показывает практика, проблемы еще есть – об этом сегодня говорили представители многодетных семей, говорили конкретно и эмоционально. Думаю, что решение может быть найдено путем внесения необходимых поправок в региональные нормативные правовые акты, тщательного подбора со стороны органов местного самоуправления земельных участков для многодетных семей, а также путем полного информирования желающих получить землю об условиях получения земли и качественных характеристиках предлагаемых участков, чтобы они принимали решение с учетом всех параметров. Нужно использовать инициативу объединений многодетных семей для поиска практического решения в каждом конкретном случае».

Как известно, эта мера поддержки семей с тремя детьми и более была озвучена как часть государственной политики Президентом РФ В.В. Путиным в 2012 году. О необходимости создания на уровне регионов системы подбора и предоставления земельных участков многодетным семьям – для индивидуального жилищного строительства и для ведения дачного хозяйства – говорится в «майских указах» главы государства.

В то же время, присутствующие на круглом столе представители объединений многодетных семей Ярославской области обозначили те проблемы, с которыми они столкнусь при реализации своего права на получение земельного участка в качестве меры государственной поддержки. Многодетной семье не только нужно изыскать средства на строительство дома, но провести самим себе водопровод, канализацию, электричество, газ и дорогу – это довольно дорогостоящее дело, в семейных бюджетах нет денежных средств в таком объеме.

Вторая проблема, которая волнует многодетных родителей, заключается в том, что земли под жилье выделяют на краю оврагов, на заболоченных участках, к выделенному участку нельзя ни подойти, ни проехать. Земельные участки зачастую находятся в непосредственной близости от промышленных предприятий и на прочих крайне неприспособленных для проживания территориях. Все эти вопросы требуют четкой продуманной политики государственных органов и органов местного самоуправления, так как основная их задача – не допустить нарушения прав многодетных семей в части предоставления им земельных участков.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо совместно, на различных уровнях управления, искать пути выхода из сложившейся ситуации. В регионе необходимо проработать вопрос межбюджетного взаимодействия при обеспечении земельных участков для многодетных семей всей необходимой инженерной инфраструктурой.

Правомерен ли отказ администрации в предоставлении земельного участка многодетной семье?

Чтобы получить земельный участок у семьи не должно быть другого участка. Вот например, как в Московской области прописано. Уточните свой закон, по вашему городу.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О БЕСПЛАТНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 2011 г.

Статья 3. Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям

1. Земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.

2. Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

3. Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона:

1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;

3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;

4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;

ОТКАЗАЛИ! ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК МНОГОДЕТНЫМ!!! ВОПРОС!!!!!

В июне 2011 года Дмитрий Медведев подписал закон , согласно которому многодетные семьи будут безвозмездно получать земельные участки для различных целей, включая строительство индивидуального дома. Более того, право на получение участков земли распространяется не только на граждан, состоящих в зарегистрированном браке, но и на одиноких матерей (отцов), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, включая усыновленных детей, падчериц, пасынков.

Предоставляются из тех, что находятся в собственности государства или муниципалитета. При этом размер земельного участка, его местонахождение и условия предоставления определяются в соответствии с нормами, которые установлены органами местного самоуправления в том или ином регионе. В среднем по регионам минимальный размер выделяемого земельного участка должен быть не менее шести — десяти соток, а максимальный — 15 соток. Предоставлять участки в черте города смогут не в каждом регионе, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге такая возможность отсутствует, поэтому земля многодетным будет выделяться в области.

Претендовать на выделение бесплатного земельного участка многодетные семьи могут при соблюдении следующих условий:

*условия могут быть дополнены или урезаны в зависимости от региона

  • В семье воспитывается трое и более несовершеннолетних детей;
  • семья должна официально проживать на территории того или иного региона, как минимум в течение пяти лет;
  • брак родителей детей должен быть официально зарегистрированным (если родитель не является единственным);
  • земля выдаётся только тем семьям, у которых нет в собственности другого земельного участка.

Чтобы воспользоваться своим правом на бесплатное выделение земли, многодетной семье необходимо обратиться в администрацию муниципального образования по месту жительства, написать соответствующее заявление и приложить к нему необходимые документы

Документы, необходимые для получения земельного участка многодетной семье:

  • копия свидетельства о рождении каждого несовершеннолетнего члена семьи;
  • копия свидетельства о браке. Это условие касается только полных семей;
  • выписка из домовой книги или документ, подтверждающий, что члены многодетной семьи зарегистрированы по месту их проживания;
  • справка, демонстрирующая состав семьи;
  • справка, предоставленная органами опеки и попечительства, согласно которой родители не лишены своих родительских прав;
  • копия паспорта каждого из родителей.
  • В случае если в семье есть усыновлённые дети необходимо предоставить также копии документов, свидетельствующие об усыновлении (удочерении) каждого из несовершеннолетних членов семьи. Также нужно получить справку из органов опеки и попечительства, подтверждающую, что в отношении тех или иных усыновленных (удочеренных) детей усыновление (удочерение) не было отменено.

Затем органы местного самоуправления выносят решение о принятии многодетного гражданина на учет либо об отказе в постановке на учет.

Такое решение принимается, как правило, в течение 30 дней, однако, например, в Ивановской области, после подачи документов до вынесения решения о предоставлении земельного участка проходит всего три дня. Далее при положительном решении, семье будет присвоен определенный порядковый номер, так как распределение земли происходит в соответствии с очередностью. Период ожидания может быть разным и зависит от конкретного региона. В целом, согласно закону, после вынесения решения участок должен поступить в распоряжении семьи не позднее, чем через год.

Участки земли для многодетных семей предоставляются для разных целей, например, под жилищное или дачное строительство, для животноводства, садоводства, огородничества, ведения фермерского или личного подсобного хозяйства и так далее. Многодетные жители того или иного региона должны сами сделать выбор в пользу определённого вида использования участка земли.

При этом стоит учесть, что бесплатно земельный участок многодетной семье может быть выдан только один раз. И предоставляется земля заявителю на территории муниципалитета, где он проживает. Выданные многодетным семьям участки могут быть проданы собственником, или на них может сразу начаться строительство. Если участок по каким-то причинам не устроит заявителя от него можно отказаться, однако, потом придется заново подавать заявление, опять вставать на учет, ждать решения и так далее.

Основными причинами отказа в выдаче земельного участка многодетной семье

могут стать случаи, когда устанавливается факт представления недостоверных сведений, когда один из членов семьи сменяет гражданство или семья меняет место жительства за пределы определённого региона. В целом в регионах закон о предоставлении многодетным семьям земельного участка реализуется по-разному, что предусмотрено федеральным законодательством.

Примером тому является Ивановская область, где семьям, в которых третий ребенок родился после первого января 2011 года, будет предоставлено не менее 12 соток земли. Другой пример, Волгоградская область, где депутаты областной Думы внесли в закон поправки, согласно которым земельные участки будут равняться 10 соткам. Более того, было предложено предоставлять , получившим землю для жилищного строительства единовременную денежную выплату, размер которой 200 тысяч рублей. Таким образом, условия, по которым осуществляется выделение земли в разных регионах, сроки ожидания и перечень необходимых документов могут существенно отличаться. Чтобы узнать подробно об условиях предоставления участков и о своих правах, стоит изучить постановления, законы, установленные в своем регионе.

Читать подробнеена сайтеОтветить: 4D-МАМКА

Вот составил шедевр — жалобу надзорную/кассационную с 2012 года
Огромная просьба покритиковать и добавить что надо (может логику получше, может ссылки на НПА…)
В Президиум Краснодарского Краевого Суда
ИСТЕЦ: Семухин Виктор Николаевич,
353440 Краснодарский Край, Анапский район, г-к Анапа,
п.Су-Псех, ул.Родниковая, дом 26 , т.8-928-360-38-10
ОТВЕТЧИК: Администрация муниципального образования
353440 Краснодарский Край, Анапский район,
г-к Анапа, Крымская ул., 99
Жалоба на решение Анапского городского суда и определение Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда
08.12.2011 Анапский городской суд в составе председательствующего судьи Кравцовой Е.Н., при секретаре Соловьевой А.Ю. в отсутствии Истца, рассмотрел гражданское дело номер №2-3972/2011 по иску Истца к Ответчику об оспаривании правомерности действий Ответчика в части отказа в выделении участка земли многодетной семье. Вынесеным по данному делу решением, суд отказал в удовлетворении требований Истца.
Истец данное решение обжаловал до его вступления в законную силу, подав 15.12.2011 кассационную жалобу в Краснодарский Краевой суд через Анапский городской суд.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе председательствующего Лободенко К.В. и судей Перовой М.В., Ефименко Е.В. по докладу судьи Перовой М.В. при секретаре Казаковой Р.А. слушала в открытом судебном заседании гражданское дело номер 33-2490/2012 по кассационной жалобе Семухина В.Н. на Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 08 декабря 2011 года.
02.02.2012 по результатам слушания, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда определила: решение Анапского городского суда Краснодарского края от 08 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Семухина В.Н. — без удовлетворения.
С решением Анапского городского суда от 08.12.2011 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02.02.2012 я, как истец не согласен, полагаю, что они являются незаконными, как вынесенные с существенным нарушением норм материального и процессуального права по следующим основаниям:
1. Отсутствие надлежащего извещение истца о месте и времени рассмотрения дела в первой инстанции.
Так в тексте решения Анапского городского суда говорится следующее:
«Заявитель в судебное заседание не явился, направил заявление об отложении дела слушанием в связи с тем, что он изменил место жительства, уведомлен о слушании дела телефонограммой только накануне 07 декабря 2011 года. В соответствие со ст. 118 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене места жительства во время производства по делу. Заявитель Семухин В.Н. указал в своем заявлении адрес: г. Анапа, п. Су-Псех, Родниковая 26, не известил суд об изменении своего места жительства. Суд извещал Семухина В.Н. по месту жительства, указанного им в заявлении, дважды: о назначении предварительного судебного заседания на 29 ноября 2011 года извещением и о назначении судебного заседания на 08 декабря 2011 года телеграммой. Суд был лишен возможности уведомить Семухина В.Н. о слушании дела заранее (28 ноября 2011 года в 17-19) телефонограммой, так как телефон заявителя был заблокирован. В связи с чем Семухин В.Н. был повторно извещен телефонограммой накануне судебного заседания.
Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь ст. 257 ГПК РФ, обязывающей суд рассмотреть заявление гражданина на неправомерные действия должностных лиц в течение 10 дней независимо от явки сторон в судебное заседание, суд считает необходимым рассмотреть заявление Семухина В.Н. в его отсутствие.»
Данные сведения и выводы не соответствуют действительности и сделаны без должных на то оснований, а именно:
— суд неправильно применил ст. 257 ГПК РФ в данной ситуации, указав формулировку «независимо от явки сторон» в то время как данная статья в п.2 говорит следующее:
«Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.»
В ч.1 данной статьи указан как раз не истец (физическое лицо) а именно только должностные лица, к действиям, бездействиям которых и направлен иск.
Таким образом, суд неправильно применил действие ст.257 ГПК РФ вместо ответчика к истцу, лишив его тем самым права на личное участие в судебном процессе, несмотря на принятое во внимание судом заявление истца об отложении рассмотрения дела по существу всвязи с тем, что я был уведомлен телефонограммой только накануне вечером перед утренним заседанием и находился в тот момент в гостях в другом городе.
Других уведомлений о рассмотрении дела я не получал.
2. Суд первой инстанции неверно истолковал заявление истца, не имея на то достаточных сведений или заявлений от сторон в деле.
Так, суд без всяких на то оснований истолковал мое заявление о переносе заседания, как заявление об изменение места жительства, в то время как я зарегистрирован и проживаю по месту жительства по адресу Краснодарский Край, Анапский район, п.Су-Псех, Родниковая 26
Кроме этого суд не установил и не указал, на какой именно адрес было изменено наше место жительство, если полагал что оно было изменено. На основании этого, считаю вывод суда об изменении места жительства голословным.
Заявления от моего имени о перемене регистрации и места жительства меня и моей семьи не поступало и поступить не могло.
Из за данной ошибки суд счел возможным рассмотреть дело в мое отсутствие, чем лишил меня права участия в судебном процессе, поддерживать и доказывать свою точку зрения, делать заявления и опровергать заявление ответчика (в частности в отношении подделки документов представителем администрации г.Анапа).
3. Суд первой инстанции не дал оценку факту подделки документов со стороны Администрации г.Анапа
Так, ответ начальника управления имущественных отношений г.Анапа в адрес истца Семухина В.Н. за исходящим № 27.06 – 9122 имеет явно видимую дату 03.10.2011г.(это четко видно как в оригинале письма так и в ксерокопии), в то время как представитель ответчика предоставил суду то же самое письмо с тем же исходящим номером но уже с измененной датой на 30.10.2011 Данное обстоятельство особенно странно, в связи с тем, что 30 октября 2011 года было воскресеньем, не рабочим днем!
Я убежден, что данный подложный документ был сделан с целью ввести суд в заблуждение, с целью оправдания решения, принятого ответчиком 03.10.2012, когда еще действовала прежняя редакция закона, измененная только 04.10.2012
4. Суд первой инстанции не исследовал материалы дела по существу.
Из текста решения Анапского городского суда, видно, что суд не исследовал имеющиеся в деле материалы, а именно ксерокопии страниц 2-3, 16-17, 6-10 паспорта РФ серии 92 00 № 080020 от 11.10.2002г. на имя Семухина В.Н., где четко видно наличие регистрации по месту жительства и испрашивания земельного участка в течение более чем 5 лет, а именно: начиная с 19 апреля 2005 года по 22 февраля 2011 года, то есть 5 лет и 10 месяцев.
Вместо этого, суд слово в слово копирует текст второго абзаца письма начальника управления имущественных отношений г.Анапа № 27.06 – 9122 от 03.10.2011г. копию которого я прилагаю.
5. Суд первой инстанции в своем решении руководствовался требованиями не содержащимися в указанной им норме закона.
Так, суд, указывая на ст.14.1 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» в редакции от 19 июля 2011 года №2317-КЗ и вступивший в законную силу 02.08.2011 года, и действующего на момент подачи истцом заявления в администрацию г.Анапа от 19.09.2001, суд по непонятным мне причинам, использует ошибочную формулировку второго абзаца письма начальника управления имущественных отношений г.Анапа № 27.06 – 9122 от 03.10.2011г. где используется незаконный термин «срок регистрации» вместо содержащегося в тексте ст.14.1 данного закона термина «наличие у гражданина регистрации в течение 5 лет по месту жительства».
Данное нарушение применения закона считаю существенным, т.к. формулировка «срок регистрации» подразумевает единичность и непрерывность, в то время как формулировка закона «наличие регистрации в течение 5 лет» имеет под собой требование количественного характера без требования непрерывности и без установления временных рамок, в течение которых должно быть наличие регистрации в течение 5 лет.
Данное толкование смысла нормы «наличие у гражданина регистрации в течение 5 лет по месту жительства» в ст.14.1 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» в редакции от 19 июля 2011 года №2317-КЗ и вступивший в законную силу 02.08.2011 года, и действующего на момент подачи истцом заявления в администрацию г.Анапа от 19.09.2001, также подтверждается тем, что 04.10.2011 вступила в законную силу новая редакция данного закона, где данная норма была изменена на новую формулировку «в течение последних пяти лет зарегистрирован по месту жительства».
Таким образом, это также подтверждает, что прошлая редакция закона такой нормы ранее не имела.
6. Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не провела исследования всех фактов и материалов дела.
Так, судебной коллегией, несмотря на изложенную мною в кассационной жалобе просьбу об этом, не была дана оценка содержащимся в деле ксерокопиям страниц 2-3, 16-17, 6-10 паспорта РФ серии 92 00 № 080020 от 11.10.2002г. на имя Семухина В.Н., где четко видно наличие регистрации по месту жительства и испрашивания земельного участка в течение более чем 5 лет, а именно: начиная с 19 апреля 2005 года по 22 февраля 2011 года, то есть 5 лет и 10 месяцев. Вместо этого, в своем определении судебная коллегия ссылается без исследования, на якобы установленный судом первой инстанции факт регистрации истца в г.Анапа только с 12.09.2011 года, скопированный слово в слово из второго абзаца письма начальника управления имущественных отношений г.Анапа № 27.06 – 9122 от 03.10.2011г.
Это свидетельствует о поверхностном подходе судебной коллегии к доводам, изложенным в иске и кассационной жалобе а также к приложенным к ним доказательствам.
Вышеизложенные нарушения не позволили суду провести тщательное исследование фактов, действий администрации г.Анапа и восстановить право многодетной семьи на выделение участка земли в соответствии со ст.14.1 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» действовавшего в в редакции от 19 июля 2011 года №2317-КЗ на момент подачи заявление в Администрацию г.Анапа и действующих на момент 03.10.2012, когда ответчиком было принято решение, выраженное в письменном ответе № 27.06 – 9122 от 03.10.2011г.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Гражданского процессуального кодекса РФ
П Р О Ш У:
1. Истребовать из Анапского городского суда гражданское дело №2-3972/2011
2. Передать указанное дело вместе с данной жалобой на рассмотрение Президиума Краснодарского Краевого Суда и отменить ранее состоявшиеся по делу судебные постановления и вынести новое решение, обязывающее администрацию г.Анапа произвести действия по выделение моей семье земельного участка, указанного в моем заявлении от 19 сентября 2011 года в Управление имущественных отношений г.Анапа, через МФЦ за номером обращения 6382\1-11, либо отправить дело на новое рассмотрение.
Приложения:
1. Квитанция об уплате государственной пошлины 100 рублей.
2. Копия решения суда первой инстанции, заверенная в порядке, установленном Инструкцией о судебном делопроизводстве в судах общей юрисдикции — 1 шт.
3. Копия определения Судебной коллегии по гражданским делам, заверенная в порядке, установленном Инструкцией о судебном делопроизводстве в судах общей юрисдикции – 1 шт.
4. Копии жалобы по числу лиц участвующих в деле – 1 шт.
5. Ксерокопии страниц 2-3, 16-17, 6-10 паспорта РФ серии 92 00 № 080020 от 11.10.2002г. на имя Семухина В.Н.
6. Копия заявления от 19 сентября 2011 года в Управление имущественных отношений г.Анапа, через МФЦ за номером обращения 6382\1-11
7. Копия письма начальника управления имущественных отношений г.Анапа № 27.06 – 9122 от 03.10.2011г.
8. Выдержки из закона Краснодарского края от 05 ноября 2002г. № 532-КЗ
Подпись
Дата Семухин В.Н.