Отопление на масле

Как выбрать котел на отработанном масле для отопления частного дома

Эксплуатационные расходы отопительных котлов на отработанном масле являются одними из самых низких, часто даже ниже стоимости газа. Дешевым является и процесс монтажа отопительного оборудования, а котлы, работающие на отработке, отличаются сравнимой с газовыми или дизельными аналогами надежностью.

Однако они все же не обрели широкую популярность в виду высокой исходной стоимости (обычно от 100 тыс. рублей), необходимости в постоянном ежесуточном уходе, менее функциональной автоматики и органов управления (за исключением крайне дорогостоящих моделей). Тем не менее, при понимании всех преимуществ и недостатков масляных котлов, выбор вполне может быть оправдан.

Что собой представляют котлы на отработанном масле

Для чего нужны и как применяются

Организация котельной с котлом на отработанном масле и внутренним хранением топлива.

Основными причинами выбора котлов с горелкой, работающей на отработанном масле, являются:

  • в месте проживания временно отсутствует или не предвидится газовая магистраль;
  • финансовая выгода, т.к. стоимость отработки является одной из самых низких среди вариантов топлива;
  • свободный доступ к большим объемам отработки или возможность ее покупки за символическую цену (места наибольшего распространения – СТО и автомастерские, с/х предприятия, любого вида автопарки, заводы, ЖД депо);
  • большая отапливаемая площадь, от 600-800 м2.

Разрешение на монтаж отопительного оборудования не требуется, что еще сильнее упрощает процесс установки. Хранить топливо можно как внутри дома (в котельной), так и снаружи: на отопительный сезон, для среднестатистического дома площадью 100-150 м2, достаточно 1,5-2,3 тонны топлива.

Устройство и принцип работы

Стандартный качественный котлоагрегат на отработанном масле Котел на отработке EnergyLogic (США).

Котлы с водяным отопительным контуром, работающие на отработанном масле – это исключительно напольные одноконтурные модели. Двухконтурных котлоагрегатов на сегодняшний день попросту не существует, как и энергонезависимых: генерируемого теплопарой напряжения не достаточно для работы турбонаддува, топливного насоса и автоматики.

Принцип работы котлов на отработке несколько отличается от дизельных или газовых аналогов в виду того, что топливо перед сжиганием необходимо предварительно разогреть до высоких температур. Для этого котлы оснащены двумя камерами: предварительного разогрева, которая обычно находится под внешней частью горелки, делая ее еще более габаритной, и камера сгорания – характерная всем котлам камера, где происходит сжигание топлива и аккумуляция теплообменником выделяемого при этом тепла.

Схематическое изображение топливной системы и горелки, работающей на отработанном масле.

Рассмотрим принцип работы котла на отработанном масле поэтапно:

  1. Из внешнего бака для хранения топлива с помощью топливного насоса (в зависимости от модели, идет в комплекте) масло подается в камеру предварительного нагрева, поплавок регулирует его объем.
  2. Нагревательный элемент (как правило ТЭН) разогревает масло до необходимой рабочей температуры (обычно 70-110°C, зависит от модели котла и горелки).
  3. При достижении рабочей температуры, через форсунку топливо подается в камеру сгорания, где смешивается с первичным воздухом у подпорной шайбы. Для более эффективного сжигания и усиления потока тепла внутри камеры сгорания, подача смеси дополнительно усиливается работой турбонаддува.
  4. Стенки камеры сгорания – это теплообменник, внутри которого находится теплоноситель.
  5. Соответственно, теплообменника нагревается при сжигании топлива и передает тепло теплоносителю, который естественным или принудительным (с помощью циркуляционного насоса) образом циркулирует по системе отопления.

Существуют и вертикальные капельные модели с несколько другим устройством и принципом работы, например, отечественные EcoBoil и Ставпечь КДО:

  1. Из внешнего бака для хранения топлива масло подается на раскаленную чашу внутри камеры сгорания.
  2. При попадании на чашу, оно сразу же испаряется.
  3. В камеру сгорания нагнетается воздух, воздушно-масляная смесь сгорает без следа.
  4. Стенки камеры сгорания – это водяная рубашка, которая нагревается и передает тепло теплоносителю.

Сгорание воздушно-масляной смеси должно происходить при определенной производителем температуре (обычно это 600°C), при отклонениях даже на +-50°C сгорание будет не полным, что приведет к образованию токсических веществ, усиленному загрязнению камеры сгорания и других элементов котла. Именно поэтому пуско-наладку нового котла желательно доверить сертифицированному специалисту. Также многие производители не распространяют гарантию на котел, если в его паспорте не будет соответствующего штампа, поставленного специалистом по завершению пуско-наладочных работ.

Рассматривая стандартные и вертикальные модели, мы рекомендуем выбрать первые, их КПД обычно выше, а сажеобразование и загрязнение происходит на порядок медленнее. Рекомендуемая частота очистки моделей со стандартной конструкцией в среднем 1,5-2 недели, в то время как сажу и прочие продукты сгорания в вертикальных или самодельных моделях необходимо очищать ежесуточно (процесс занимает около 5 минут).

Расход топлива

В качестве топлива могут быть использованы моторные, гидравлические или трансмиссионные масла. Использовать растительные масла, мазут, термальные или диатермические масла (предназначенные для использования в качестве теплоносителя) строго не рекомендуется (за исключением некоторых моделей).

Удельная теплота сгорания 1 литра отработанного масла – 11-11,3 кВт, в зависимости от производителя и качества состава. Это значит, что для получения 11 кВт тепла, необходим 1 литр топлива. Но даже современные котлоагрегаты не совершенны, КПД, котлов на отработке в среднем составляет 85-90%, т.е. около 10-15% полученного тепла не передается теплоносителю.

Итого, рассчитать расход топлива котлом, работающим на отработанном масле довольно просто: Мощность котла, кВт / 10.

Например, беспрерывно работая на полной мощности 30 кВт котел будет расходовать 3 л/час. Многие производители указывают параметры расхода в паспорте оборудования. Важно понимать, что эти показатели даны для беспрерывной работы на полной мощности, что бывает довольно редко. Обычно котлы работают не более 1/3 времени суток, поэтому указанные расчеты можно смело снижать в 2-3 раза.

На практике котлы на отработке при отоплении среднестатистического дома площадью 100-120 м2 потребляют 5-8 литров масла, в зависимости от степени утепления дома. Средняя стоимость отработанного масла на 2019 год порядка 8-15 руб. за литр.

Отзывы о бытовых котлах на отработке с водяным контуром: преимущества и недостатки

Преимущества Недостатки
Доступность и символическая стоимость топлива Высокая изначальная стоимость котлов – практически все модели стоят более 100 тыс. руб.
Простота и надежность – срок беспроблемной службы котлов на отработке сравним с газовыми или дизельными аналогами, но, разумеется, зависит от производителя Необходимость в отдельном помещении под котельную
Экологичность – при правильной работе котла, топливо полностью сжигается, выделяя только безвредные азот и углекислый газ Необходимость в качественной вентиляции
Простота монтажа и подключения – для установки котла не требуется оформлять разрешение, организовывать большие площади для хранения топлива не обязательно Высокая шумность работы, однако, согласно отзывам владельцев котел не слышно даже через относительно тонкие стены котельной
Автономность – классические модели не требуют вмешательства человека и могут работать месяцами (за исключением необходимости в регулярной очистке) Необходимость в регулярной очистке (каждые 24 час) более бюджетных вертикальных моделей
В среднем более низкий (на 3-7%) КПД, чем у газовых или дизельных аналогов (однако это едва ощутимый недостаток в виду дешевизны топлива)
Отсутствие двухконтурных и настенных моделей
Автоматика недорогих моделей имеет довольно ограниченный функционал

Материал теплообменника

В котлах на отработанном масле используются два типа теплообменников:

  • стальной – наиболее распространенный и недорогой в производстве, но изнутри сильно подвержен коррозии. Даже не смотря на обработку различными антикоррозийными составами, редко служит более 20 лет. Однако стальной теплообменник более легкий, устойчивый к перепадам температур и механическим ударам.
  • чугунный – тяжелый и долговечный теплообменник. Чугун практически не поддается коррозии и служит не менее 30 лет. Однако он уязвим к механическим повреждениям и перепадам температур, а стоимость его производства позволяет использовать чугунный теплообменник лишь на самых дорогих моделях котлов.

Теплообменники котлов на отработке имеют другую конструкцию и толщину, поэтому даже стальные варианты, в отличие от используемых в газовых котлах, могут служить более 20 лет.

Типы газовых горелок по регуляции пламени

Как и в газовых аналогах, горелка может быть:

  • одноступенчатая – работающая в режиме вкл/выкл, т.е. не имеющая регулировки мощности;
  • двухступенчатая – горелка, работающая на 50 или 100% мощности, что позволяет добиться большей экономичности, снизить нагрузку и увеличить срок службы;
  • модулируемая – крайне редкое явления при работе с отработанным маслом, но и наиболее эффективное. Мощность горелки регулируется в диапазоне 10-100% (точный диапазон зависит от модели), что позволяет обеспечить непрерывное горение на минимальной мощности – наиболее оптимальный режим работы котла.

КПД

Коэффициент полезного действия (КПД) – это отношение объема потребляемого топлива к объему выделенной и аккумулированной теплоносителем тепловой энергии, простыми словами – эффективность котла. В среднем КПД котлов на отработке находится в пределах 85-90%, в зависимости от модели.

В отличие от газовых аналогов, где стоимость топлива в разы дороже, обращать внимание на КПД котлоагрегатов на отработке лучше определившись с остальными перечисленными критериями выбора.

Минимально необходимая мощность

Для стандартного среднестатистического дома без утепления, с кладкой в 2 кирпича и высотой потолков 2,7 м принцип расчета минимально необходимой мощности котла прост: 1 кВт на каждые 10 м2 отапливаемой площади. Также мы рекомендуем закладывать запас мощности в 15-20%.

Например, для дома в климатической зоне Подмосковья площадью 200 м2 минимально необходимая мощность котла – 200/10 * 1 * 1,15 = 23 кВт.

Такого метода достаточно в более, чем 95% случаев. Если же дом находится в крайней северной или крайней южной точках страны, имеет высокие потолки или большую площадь остекления, учитываются корректирующие коэффициенты, с которыми мощность показатель может быть выше или ниже на 10-50%.

Как точно рассчитать необходимую мощность котла
Индивидуальный расчет, формула и корректирующие коэффициенты

Дополнительные критерии

Определившись с основными критериями выбора, стоит обратить на другие показатели, влияющие на комфорт эксплуатации котла:

  • наличие звукоизоляции – слой звукоизоляции является редким явлением на котлах, сжигающих отработку в виду и так довольно шумной работы и установки их в отдельных помещениях. Однако некоторые модели способны издавать шум до 70 дБ, а производители далеко не всегда заботятся о звукоизоляции.
  • функционал автоматики – помимо различных режимов работы и тонких настроек, просто необходимым для современного дорогостоящего котла отопления является наличие комнатного термостата, позволяющего регулировать работу котла в зависимости от температуры в помещении, что более правильно и экономично. Кроме того даже самые простые термостаты имеют множество настроек и возможность программирования работы котла на ближайшие сутки или недели, что позволяет существенно экономить топливо, например, запрограммировав на рабочее время (когда никого нет дома) снижение температуры до 15°C.
  • безопасность – также важными для современного котла и безопасности системы отопления являются наличие защиты от перегрева, защиты от остановки циркуляционного насоса, режима предотвращения замерзания.

Лучшие известные производители и модели: характеристики и цены

DanVex B-30

Один из лучших котлов на отработке для отопления частного дома финского производства. Помимо версии мощностью 35,6 кВт, существуют и другие версии теплопроизводительностью 60-220 кВт. Отличается высокой надежностью, продуманной системой для упрощения обслуживания и очистки (например, увеличенный диаметр топки и дымогарных труб, вертикальный дымоход, благодаря чему сажа сыпится в зольник, открывающаяся вместе с горелкой дверца, благодаря чему доступ в камеру сгорания осуществляется по нажатию ручки).

Также котел известен компактными размерами, функциональной автоматикой с возможностью подключения GSM-модуля и одним из наиболее высоких для данного вида котлов КПД – 88%. Расход топлива при максимальной нагрузке 3,3 л/ч. Модель имеет все необходимые защитные функции и режимы, возможность подключения комнатного термостата и внешних датчиков температуры.

Единственными известными недостатками являются шумная работа, отсутствие в комплектации топливного насоса, большой вес (157 кг) и неоправданно высокая цена. Страна-производитель: Финляндия.

Стоимость: 250 000-275 000 руб.

NORTEC B70 (WB 40)

Модель российского производителя мощностью 40 кВт. По устройству и принципу работы не отличается от вышеупомянутого финского аналога, оснащен все таким же теплообменником из жаропрочной стали, менее удобен в обслуживании, уступает по качеству материалов и сборки, имеет большие габариты и менее функциональные органы управления.

Однако также имеет и существенные преимущества в виде гораздо более низкой стоимости, полноценного топливного узла (насос, фильтры, бак), идущего в комплекте с котлом, возможности работы на большом количестве видов топлива (мазут, сырая нефть, печное топливо).

Стоимость: 146-175 тыс. руб.

EcoBoil-18

Вертикальная модель капельного типа российского производства мощностью 15 кВт. Отличительным чертами модели являются крайне бюджетная стоимость, компактные размеры, надежность и наличие маслонасоса в комплекте. Помимо отработки, способен сжигать керосин. Модель оснащена одним из лучших в сегменте капельных масляных котлов блоком автоматического управления, но стандартным моделям, распыляющим топливо, автоматика все же уступает.

Также известными недостатками являются необходимость в ежесуточной очистке и отечественное качество сборки. Согласно практике монтажа и отзывам владельцев, во всех случаях модель беспроблемно работает уже на протяжении более 7 лет.

Стоимость: 36 800-39 900 рублей.

Ставпечь КДО-2

Еще одна отечественная модель капельного типа мощностью 28 кВт. Котел имеет ту же конструкцию и принцип работы, что и EcoBoil, однако имеет более высокую стоимость при менее функциональной автоматике. Преимуществом является съемная пиролизная чаша (в которой испаряется масло), это облегчает ее очистку, а в случае прогорания ее легко можно заменить.

Стоимость: 44 500-50 000 руб.

Цены: итоговая таблица

Модель Цена, руб.
DanVex B-30 250 000-275 000
NORTEC B70 (WB 40) 146 000-175 000
EcoBoil-18 36 800-39 900
Ставпечь КДО-2 44 500-50 000

Регулярное техническое обслуживание

Отработанное масло, в отличие от дизеля или газа, – грязное топливо, даже не смотря на наличие фильтров. Поэтому сажеобразование и загрязнение основных рабочих элементов котла на порядок выше. Отсутствие регулярной чистки приводит не только к существенному снижению КПД, но и к более серьезным неполадкам.

Итак, котлы на отработанном масле нуждаются в очистке:

  1. Внутренних стенок теплообменника (каждые 1-3 месяца). После выключения и полного остывания котла (примерно спустя 1 час), с помощью металлического ёршика, скребка, металлической щетки или любого удобного инструмента необходимо хорошо очистить поверхность. Также очищаем зольный ящик. Специальный жесткий ёршик – оптимальный инструмент для чистки.
  2. Горелки (каждые 1-2 месяца). Этот пункт применим к стандартным котлам, где для распыления топлива используется форсунка, именно ее и нужно очистить. Сделать это можно металлической щеткой, тканью или наждачкой-нулевкой, в зависимости от степени загрязнения. Если отверстие форсунки забито, необходимо прочистить его проволокой и хорошо продуть. Будьте аккуратны и не допускайте механических повреждений форсунки или изменения заводского диаметра ее отверстия. Также желательно очистить трубки подачи воздуха и масла.
  3. Чаши (каждые 24-48 часов). Этот пункт применим к вертикальным капельным котлам. Выключаем котел, дожидаемся пока догорит топливо, после чего сработает датчик пламени и котел остановится. Скребком и металлической щеткой очищаем чашу, выгребаем золу из зольного ящика. Процесс чистки занимает до 5 минут. По завершению переводим котел в стандартный рабочий режим.

При высокой пыльности помещения, хотя бы раз в сезон необходимо очищать и вентиляторы турбин. Подробные индивидуальные алгоритмы и требования к регулярности всегда описаны в инструкции по эксплуатации котла.

+7(901)503-59-22
+7(901)503-64-67

Котёл изготовлен из листовой стали и стальных труб, окрашен жаропрочной краской. Элементы котла представляют собой единую конструкцию, со съёмной крышкой камеры сгорания. Котёл состоит из камеры сгорания, окруженной водяной рубашкой, блока управления со встроенным вентилятором наддува и выносного маслонасоса.

Схема работы котла изображена на рисунке:

1. Крышка камеры сгорания

2. Шкаф управления

3. Блок питания

4. Вентилятор наддува

5. Погружной маслонасос

6. Расходная ёмкость (бочка 200 л.)

7. Отработанное масло

8. Отстоявшаяся вода и тосол

9. Кран слива отстоявшейся воды

10. Шланг подачи масла

11. Зольник для розжига и чистки

12. Штуцер подачи (теплоноситель)

13. Камера сгорания (прямой ход дымовых газов)

14. Водяная рубашка

15. Газотрубный теплообменник (обратный ход дымовых газов)

16. Штуцер обратки (теплоноситель)

17. Испарительная камера

18. Ревизия

19. Шибер-регулятор тяги

20. Дымоход

Принцип работы котла:

Из расходной ёмкости 6 маслонасосом 5 отработанное масло по шлангу 10 подаётся в испарительную камеру 17. Испарительная камера выполнена из толстостенной трубы и в рабочем режиме имеет температуру 380-400 гр.ц. Отработанное масло испаряется на дне камеры и масляный пар проходит по камере сгорания 13. В центре камеры сгорания имеется перфорированная труба подачи воздуха от вентилятора наддува 4. Пары масла смешиваются с воздухом и сгорают, нагревая водяную рубашку 14 изнутри. Так как продукты сгорания на выходе из камеры сгорания имеют достаточно высокую температуру, они направляются в газотрубный теплообменник 15, проходящий сквозь водяную рубашку.

Передав свою энергию теплоносителю продукты сгорания отправляются в дымоход.

Основные достоинства печей и котлов на отработанном масле:

• Возможность использования в качестве топлива некондиционных и отработавших свой ресурс минеральных, синтетических, трансмиссионных масел и их смесей в любой пропорции.

• Возможность получать достаточное количество тепла для отопления там, где недостаточно мощные электрические сети и обогрев электричеством не возможен;

• Закрытая конструкция печей и котлов при работе исключает попадание в помещение продуктов сгорания масла;

• Принцип работы печей и котлов позволяет сжигать отработанное масло без форсунок, маслонасосов и прочего – ломаться в нём нечему. Единственная подвижная часть – вентиляторы наддува и обдува (в случае печи).

• Сгорание масла происходит полностью – при правильно работающей печи на выходе дымовой трубы Вы не увидите копоти и чёрного дыма;

• Компактность конструкции;

• Небольшая стоимость печи, позволяющая окупить её менее чем за один сезон использования.

• Простота монтажа/демонтажа и перевозки печи (Перевозится в багажнике легкового автомобиля). Исключение могут составить маслобаки большего объёма;

• Возможность быстро прогреть помещение, а за тем поддерживать комфортную температуру даже в не утеплённом помещении благодаря принудительной конвекции;

Рекомендации по установке:

• Высота дымохода должна быть не менее 3-4 м., диаметр дымохода не менее 100 мм (для моделей до 20 кВт) без заужений и желательно без горизонтальных участков. Проход дымохода через стену необходимо выполнять под углом 450;

• Не допускается расположение вблизи взрывоопасных и горючих веществ

• Рекомендуется рядом с печью поставить небольшой ящик с песком для присыпки случайно пролитого масла

• Прочие требования к пожаробезопасности аналогичны обыкновенным печкам на угле и дровах

Рекомендации по установке дымоходов (PDF)

Разжигание:

Открыть кран подачи масла, удостовериться, что дно камеры сгорания покрыто слоем масла 5-10 мм и нет перелива. Для быстрого розжига долить в камеру сгорания 50-100 грамм жидкости для розжига (керосин, дизтопливо или специальную жидкость). Изготовить из бумаги фитиль, смочить его в жидкости, используемой для розжига. Поджечь фитиль и опустить через зольник (при его наличии) либо через верхнюю крышку на дно камеры сгорания. Включить вентилятор наддува.

Жидкость должна загореться. Через 2-5 минут масло закипает, печь (котёл) нагревается и входит в рабочий режим.

Следует отстаивать отработанное масло перед заливкой, чтобы в него не попала вода и тосол, которые могут содержаться в отработке. Их наличие в масле может вызвать нестабильное горение и погасание печи (котла).

Гашение производится закрытием крана подачи топлива и полным выгоранием остатков топлива в камере сгорания.

Запрещается использовать для розжига бензин, ацетон, растворители, эфиры и подобные легколетучие жидкости, так как это может привести к хлопкам при розжиге и опасности получения ожогов.

Обслуживание:

Обслуживание печей и котлов сводится к очистке дна камеры сгорания от негорючих остатков с содержащихся в масле (шлака), сливе отстоявшейся воды и тосола из маслобака. Очистка производится после полного выгорания масла на дне камеры и остывания печи (котла). Специальным скребком или лопаткой шлак на дне камеры разрыхляется и удаляется через зольник (при его наличии) либо через верхнюю крышку. Количество шлака при работе печи (котла) и интервалы между очистками зависят от загрязнённости используемого масла. Меньше шлака и дольше интервал между чистками при использовании масел, содержащих минимальное количество присадок и твёрдых включений (индустриальные минеральные масла). Более всего шлака образуется при использовании трансмиссионных и синтетических масел. Интервал между чистками зависит от качества масла и составляет от 12 до 48 часов. Один раз (перед отопительным сезоном) необходимо провести ревизию дымохода, проконтролировав его чистоту по всей длине. Модели выпускаемых печей и котлов: В нашей мастерской Вы можете заказать котлы и печи на отработанном масле на мощность от 7 до 50 кВт.

Котлы жидкотопливные

Котлы на жидком топливе для отопления частного дома многим отличаются от твердотопливных. Универсальные модели, работающие на жидком топливе, имеют особую горелку, которая оснащена автоматизированным прибором безопасности, без которого котел не будет функционировать. Без устройства безопасности, в случае неполадок или падения агрегата, произойдут неблагоприятные последствия, несущие опасность не только для строения, в котором установлен котел, но и для находящихся поблизости людей.

Особенности агрегата на жидком топливе

КПД у приборов отопления частного дома, работающих на жидком топливе, достаточно высокий – 90%. Существует большой выбор моделей с различными уровнями мощности и с высочайшим уровнем безопасности, благодаря их автоматизированному процессу работы.

Виды топлива для котлов:

Благодаря установленной в котел на жидком топливе вентиляционной горелке, создается принудительная тяга. Внутри устройства перемешиваются воздух и топливо, которое распыляется и после, воспламеняется. Все это происходит в камере сгорания, где стенки горелки являются теплообменниками. Перед тем как выйти наружу, дымовой газ проходит через пластины и трубки. И чем их больше, тем обильнее поступает тепла в обменник. Устройство с вентиляционной горелкой требует тщательной и максимально точной конфигурации, только в таком случае прибор будет работать верно и без перебоев, выполняя план КПД.

Котел жидкотопливный на дизельном топливе

Широко распространенный вид агрегатов на жидком топливе – на солярке. Они имеют небольшую стоимость, высокий КПД и просты в использовании. Агрегаты отопления дома на жидком топливе – солярке — не требуют особого разрешения на установку в локальную сеть отопления. Их можно модифицировать своими руками: подключить к газовой магистрали.

Дизельный агрегат отопления имеет конструкцию, в которую входят:

  • горелка, работающая на дизеле;
  • фильтры топлива;
  • насос;
  • отдельный пульт управления автоматизированной системой;
  • датчики безопасности по поддержанию стабильного горения и требуемой температуры теплоносителя в системе.
  1. Топливо смешивается с воздухом в надувной горелке.
  2. Смешавшись с воздухом переходит в камеру горения благодаря мощному вентилятору, где и сгорает.
  3. Теплоноситель нагревается, как и стенки камеры, в которой он находится.
  4. Образовавшиеся в процессе функционирования газы, отходят из системы устройства через специальный дымоход, предусмотренный конструкцией.

Благодаря тому, что котел на солярке мало чем отличается от газового. и существует возможность его переконфигурировать своими руками, так как ключевая разница заключается в типе горелки. Но их модификация своими руками возможна только для котлов на солярке, имеющих навесную горелку. Со встроенной такой трюк не пройдет.

Переоборудование топки своими руками с помощью деталей, входящих в комплектацию котла, должно происходить только по предлагающимся чертежам и никак иначе.

Некоторые производители создают котлы отопления на жидком топливе 2 в 1, которые могут работать, как на соляре, так и на газе. Преимущественно они напольные. Перед приобретением дизельного котла для системы отопления частного дома нужно обязательно рассчитать расход топлива устройства и его теплопроизводительность .

Это просто сделать, благодаря формуле: мощность котла в кВт/10 = кг топлива в 1 час работы. Для региона со средними климатическими условиями на снабжение теплоносителем постройки площадью 300 м 2 понадобится 3 тонны соляры. В среднем, 0,1л/час на 1 кВт мощности устройства. Расход может варьироваться в зависимости от потребностей жильцов в температуре – если кто-то комфортно себя чувствует при температуре 22-24 о С, то для других оптимальной будет от 25 о С. А чем выше температура, тем больше расход топлива.

Устройство, работающее на мазуте

Из-за особой работы горелки дизельный котел не будет работать на мазуте или отработанном масле. Дополнительные горелки для модернизации котла на солярке стоят очень дорого, но не факт, что после проведенной своими руками смены конфигурации агрегата, он будет стабильно работать.

Котел на мазуте обладает такими преимуществами:

  • невероятно высокая теплопроводимость;
  • низкий показатель возникновения золы в устройстве;
  • светящееся пламя, способствующее возникновению радиационного теплообмена в топке;
  • может использоваться как в больших, так и в маленьких котлах;
  • добыча и организация хранения мазута;
  • высокая цена при покупке «чистого» мазута;
  • высокая температура застывания +25-30 о С.

Покупка такого рода котла выгодна только в том случае, если есть достаточно объемов топлива в постоянном доступе. Иначе агрегат будет дорого обходиться и совершенно не окупит себя. Котлы на мазуте преимущественно используются в местах, где это топливо обрабатывается своими руками или создается.

Как выбрать жидкотопливный агрегат

На выбор подходящего устройства влияют несколько основных факторов. Рассмотрим наиболее весомые из них.

Влияет непосредственно на стоимость изделия. Виды корпусов: стальные и чугунные. Стальные более экономные и легкие обычно настенные, а чугунные долговечнее, но тяжелее — напольные. Если для административных или промышленных строений специалисты рекомендуют приобретать именно стальные устройства, то для частных владений – чугунные.

Этот фактор полностью влияет на расход топлива и на мощность агрегата, на что стоит обращать непосредственное внимание. Если установить маломощный котел на большую локальную сеть отопления частного дома, он быстро выйдет из строя, при этом при роботе используя большой расход жидкого топлива.

Напольные агрегаты занимают больше пространства и устанавливаются в отдельном помещении, когда настенные виды котлов — компактны и легки. Напольные котлы больше габаритами, и их мощность выше. Как и потребление топлива.

Метод выработки тепла

Традиционный или конденсационный метод теплообразования. Во втором способе, благодаря энергии конденсата, повышается их производительность и уменьшается расход топлива. Но разница в методах ощутимо отражается на стоимости.

Одноконтурный или двухконтурный

Разница между одноконтурными и двухконтурными котлами очевидна: работа только на теплообеспечение, или водогрейные — с системой отопления и бытовым водоснабжением дома. Но в частных домах часто нагрузка на отопительную функцию котла превышает потребность в горячем водоснабжении, потому будет рациональнее приобрести одноконтурный котел.

Автоматика

Автоматизированные модели котлов преимущественно длительного горения. Удобны тем, что их работа не обязует присутствия человека в период работы от 2 до 5 дней, в зависимости от размеров емкости с топливом, поступающим в систему котла. При работе агрегата с режимом длительного горения расход топлива увеличивается из-за беспрерывного периода работы. Но длительное горение позволяет со временем снижать интенсивность работы котла, так как дом прогревается, и требуется только поддерживать температуру.

В полностью автоматизированных агрегатах установлена повышенная система безопасности, что является несомненным плюсом.

Вид теплоносителя

Паровые или водогрейные котлы на жидком топливе отличаются конструкцией и принципом работы. Жидкостные котлы преимущественно паровые, но существует выбор и водогрейных моделей с двумя контурами подключения.

Котлы на жидком топливе не намного безопаснее газовых, а модели, сделанные своими руками, входят в зону риска повышенной опасности для человека. Во время создания котла производителями на роботизированном заводе учитываются многие факторы, и агрегат обезопасивается по максимуму.

Твердотопливные котлы для отопления частного дома Пеллетные котлы с автоматической подачей топлива Парапетные котлы Комбинированные котлы электро-дровяные

О применении схем и работе котлов, использующих мазут в качестве топлива. знают далеко не все.

Такие котлы используются для отопления, представлены двумя модификациями: паровые и водонагревательные. Топливо, которое используется для сгорания, так называемый, флотский мазут.

В данной статье рассмотрим принцип работы мазутных котлов и целесообразность их применения.

Применение мазутных котлов

Котлы с применением мазута можно поделить на две категории:

  • те, которые работают исключительно на мазуте;
  • комбинированные, способные работать на мазуте и на газу .

Мазутные котлы, как правило, используются в центральных отопительных системах. Иногда, устройства подобного типа также используются хозяевами для обогрева частных загородных домов.

Мазутные котлы бывают различного исполнения: с разным объемом котла и количеством тепловых каналов и дымогарных отводов, где происходит тепловая конвекция.

Котлы на отработанном масле. Область применения и виды.

Об устройстве котла на отработанном масле, читайте здесь.

КПД всего котла зависит от температурного режима факела и возможности установки полностью дожигать топливо. Этот фактор напрямую зависит от качества мазута и его вязкости при выходе из форсуночного впрыска.

В зависимости от вида горелки, которая используется, применяются следующие варианты:

  • работа осуществляется только с применением мазута;
  • при работе используется комбинированное газомазутное топливо;
  • используется эмульсия из мазута с водой.

Добавление газа в топливную смесь обуславливает более эффективное сгорание топлива при попадании в форсунки, соответственно, работа котла и обогрев, в таком случае, осуществляется значительно эффективнее.

Принцип работы промышленного котла на мазуте основан на полной бесперебойности в процессе эксплуатации.

Комбинированные котлы используют два отдельных топливопровода: мазут принудительно подается к форсунке и разжигающей камере, а природный газ или слабая смесь ацетилена подается через металлическую калиброванную трубку.

Читайте также: Дизельные котлы отопления

Предварительная смесь подготавливается в промежуточной камере высокого давления. Такие котлы могут использоваться в двух вариантах, так как мазутный или газовый топливопроводы могут быть по отдельности отключены.

Все отопительные котлы оснащаются паромеханическими горелками с камерой предварительного нагрева мазута. Это существенно изменяет состояние вязкости мазута.

Среди разнообразия отопительных котлов существует такая разновидность, как котлы на отработанном масле.

Интересуют котлы отопления на масле? Читайте здесь.

Емкость представляет собой ротационную чашу, в которой мазут лишь подогревается, а не доводится до кипения. При подаче мазута к форсунке используется тип «завихрения».

Когда мазут подается в форсунку под давлением по спиральному току, образуется тонкая пленка на стенках форсунки, которая и сгорает после пьезорозжига.

В газомазутных котлах пленка сдувается мощной струей газа, образуя горючую смесь, а в паровых котлах — струей пара под давлением.

Горелки для мазутных котлов

Конструктивные особенности, которые присущи мазутным котельным очень мало отличаются от технологического строения котлов, использующих жидкое топливо .

Это означает, что один котел может быть легко перепрофилирован в другой, достаточно только сменить горелку.

Для котельного оборудования, которое работает на мазуте, чаще всего используют следующие виды горелок:

  • Двухтопливные комбинированные горелки. Могут сжигать один или два вида топлива — любой струйный горючий газ и флотский мазут. Форсунки таких котлов похожие на форсуночный впрыск ТНВД, но их отличает более сложное и герметичное исполнение. Горелки такого типа раньше применялись только для использования в промышленной индустрии (обогрев промышленных цехов, пережигание отходов и пр.), сейчас данные установки используются и в быту. Единственный недостаток данного типа горелок состоит в следующем: подачу газа и мазута необходимо очень долго и сложно калибровать, чтобы обеспечить постоянную подачу смеси и более лучшее сжигание смеси в камере сгорания котла.
  • Горелки мультитопливного типа могут производить поджог только жидких видов топлива, к которым относится мазут или дизель .
  • Горелки монотопливного типа рассчитаны только на один вид топлива. Такие устройства очень просты в обслуживании и использовании, регулировке. Они устанавливаются на заводе и подходят для любого применения горелок. Их цена значительно меньше, чем мультитопливных или двухтопливных.

Читайте также: Расход дизельного котла

Мазутные котлы в работе

Работа котельной, устроенной с использованием котла с применением мазута: топливо поступает в камеру-приемник, затем, минуя хранилище, по технологическим линиям через фильтры очистки от грубых примесей попадает к форсункам.

Перед форсункой установлены камеры нагрева мазута (предварительная подготовка). Далее, мазут смешивается с конденсатом для приготовления эмульсии.

Готовая эмульсия подается через технологическую линию к горелке, где струя под давлением поджигается с помощью пьезоэлектрода.

Устройство паровых котлов на мазуте

Как правило, все котлы имеют схожую конструкцию, исключением не являются и мазутные. К основным составным частям можно отнести следующие:

  • емкость (котел);
  • нагнетатель;
  • горелка для поджога топлива;
  • технологические линии и паровые регистры;
  • система автоматики.

В котле емкость делится на две цилиндрические полости. Одна является камерой-топкой, а вторая — камерой нагрева.

Котел устанавливается по месту на специальный пьедестал, надежно крепится к полу, так как котельное оборудование требует осторожности при эксплуатации и диагностике.

Преимуществом дизельных котлов является то, что при последующей газификации объекта затраты на переоборудование котельной будут минимальны.

О том какой может быть расход у дизельного котла, читайте здесь.

Также, иногда котлы оснащаются системой принудительной подачи воздуха для создания тепловой конвекции в технологических трубопроводах, которые используются для отопления помещений теплым воздухом.

Для того, чтобы эффективно управлять котлом и обезопасить все процессы, оборудование оснащается системой автоматики, которая позволяет отрегулировать дозировку впрыска и установить эти значения по времени.

Суть работы котла сводится к преобразованию энергии от сжигания топлива в обычную тепловую энергию.

Котельные на мазуте — очень эффективный и экономически целесообразный тип котельного оборудования. Их использование позволяет получить достаточно большую экономию финансовых средств, обеспечивая при этом высокую функциональность, производительность работы и экологичность.

Читайте также: Котлы на отработанном масле

Жидкотопливный котёл на мазуте

Одним из наиболее распространённых видов жидкого топлива, применяемого для обеспечения работы котельных и бытовых агрегатов, является топочный мазут. Получают его либо прямой перегонкой нефти, либо высокотемпературной переработкой промежуточных фракций (крекинг-процессом).

Характеристики мазута

В котельных применяют два вида топочного мазута:

  • среднее топливо марок М40 м М40В;
  • тяжёлое топливо – М100, М100В.

В судовых установках используют лёгкое топливо марок Ф5 иФ12.

Элементарный состав мазута:

  • высокое содержание углерода – до 87%;
  • водород – до 12,5%;
  • кислород и азот – до 0,5%.

В мазуте также содержится сера, которая при сгорании образует сернистый ангидрид. Осложняет применение этого топлива возможное наличие воды, которая приводит к снижению теплообразования, становится причиной коррозии трубопроводов и аппаратуры.

Плотность мазутов, полученных путём прямой перегонки, меньше плотности воды, их отстой протекает 4-8 суток. Крекинг-мазут имеет плотность, превышающую аналогичный показатель воды.

Эксплуатационные характеристики мазута:

  • Вязкость, характеризуется степенью текучести, измеряется вискозиметром. От величины этого параметра зависят условия транспортировки, перекачки, сжигания данного топлива.
  • Температурой застывания называют температуру, при которой мазут теряет жидкотекучесть и становится неподвижной массой, эта величина находится в пределах – 10-36 0 С.
  • Температурой вспышки топлива называют температуру, при которой пары мазута в сочетании с воздухом образуют горючую смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней огня. Для различных марок она колеблется в пределах 90-150 0 С. Температура самовоспламенения равна 350 0 С.

Для подачи мазута к горелке его нужно подогреть до 80-120 0 С. Этот процесс применим только для топлива, находящегося под давлением в закрытых ёмкостях – трубах и змеевиках.

Конструкции жидкотопливных и газовых котлов очень похожи друг на друга, поэтому переход работы агрегата с одного вида топлива на другой легко осуществляется сменой или перенастройкой горелки. Для аппаратов на мазуте могут использоваться следующие виды горелок:

  • Комбинированные горелки являются двухтопливными и позволяют сжигать газ и жидкое топливо, как отдельно, так и в смеси. Форсунки таких горелок имеют сложную конструкцию. В основном, эти устройства используются для промышленных отопительных устройств, хотя в настоящее время выпускаются модели для бытовых установок. К недостаткам газомазутных горелок можно отнести сложность форсуночного блока и необходимость точной дозировки топлива из-за значительной разницы в скорости сгорания газа и мазута.
  • Мультитопливные горелки могут функционировать только на жидком компоненте и обеспечивают легкую перенастройку на любой тип жидкого топлива – на различные сорта мазута, дизеля, отработанное масло.
  • Монотопливные горелки устанавливаются на котлах, предназначенных для работы на одном типе жидкого топлива. Мазутные горелки поставляют с заводскими регулировками, они просты по конструкции, удобны в обслуживании. Их дополнительное преимущество – более низкая стоимость по сравнению с комбинированными и мультитопливными горелками.
  • Популярные модели мазутных котлов

    Среди жидкотопливных котлов, которые могут работать на мазуте, можно выделить следующие модели:

    • Все котлы компании Protherm (Словакия) носят имена животных. Жидкотопливные котлы представлены серией Бизон. Агрегаты могут оснащаться навесной ж/т или газовой горелкой, которые приобретаются отдельно. Цена таких отопительных агрегатов с блоком автоматики без горелки составляет 36-55 тысяч рублей.
    • Бытовые комбинированные котлы De Dietrich GT могут работать как с газовой, так и с приставной наддувной жидкотопливной горелкой. Сами котлы изготавливаются из коррозионностойкого чугуна, устойчивого к тепловым и ударным нагрузкам. Стоимость таких котлов – 70-90 тысяч рублей, цена ЖТ-горелки – 35-38 тыс. рублей.
    • Мазут в качестве топлива используется в паровых котлах типа КВ, используемых в производстве для технологических нужд и отопления.

    Основными недостатками жидкотопливных, в том числе мазутных, котлов являются зависимость от электроснабжения и необходимость установки специальных ёмкостей для запасов топлива.

    Понравилась статья? Порекомендуйте друзьям и знакомым:

    Отопление – важный вопрос, с которым встречается каждый владелец дома или коттеджа. Помимо выбора оборудования необходимо определиться с обогревающей жидкостью. Все чаще люди задумываются о том, чтобы использовать масло, а не воду для системы отопления дома. Существует множество мнений касательно этого вопроса, в которых мы постараемся разобраться.

    Отопление – это важно

    Вопрос отопления возникает еще во время проектирования нового дома. Иногда он появляется при изменении режима эксплуатации. Так, например, человек мог приобрести себе дачный домик, в котором прошлые хозяева бывали только в теплое время. Теперь же он намерен посещать его поздней осенью и зимой. Что же делать? Не оставаться же в холодном помещении? Ответ очевиден – отопление. Важно выбрать какое именно и с каким теплоносителем. Это зависит от многих факторов.

    Большинство старается использовать в своей системе воду, так как она является самым дешевым и энергоемким теплоносителем. При этом если температура упадет ниже нуля, то она замерзнет. В результате систему придется отогревать, и в лучшем случае заваривать некоторые лопнувшие трубы. В худшем – менять всю систему, включая котел. Такая ситуация не только не приятная, но и затратная.

    Поэтому зимой для воды используются специальные добавки, препятствующие замерзанию. Они бывают разные, начиная от жидкости с минеральной солью, и заканчивая спиртовыми. Каждая обладает своими положительными и отрицательными качествами. Но все же, ни одну из них нельзя назвать идеальной. Именно в связи с этим многие задумываются не о том, что добавить в воду, а на что ее заменить.

    Масло в качестве теплоносителя

    Как многим известно, масло имеет значительно меньший порог замерзания, чем та же вода. Поэтому и появляются идеи использовать именно его в системе отопления. Как и во всем здесь есть свои достоинства и недостатки.

    Достоинства

    Отработанное масло в системе отопления имеет массу достоинств:

    1. В зимний период жидкость не замерзнет. Разве что температура в доме упадет до отметки в -35 градусов по Цельсию. Согласитесь, такое вряд ли будет.
    2. Не важно, как долго держится отрицательная температура – это никак не влияет на масло. Включить котел и начать отапливать помещение можно в любой момент.
    3. Низкая испаряемость за счет структуры.
    4. Нет необходимости дополнительно вливать какие-либо присадки для того, чтобы теплоноситель не замерзал.
    5. Масло обладает высокими антикоррозийными свойствами. Поэтому нет необходимости часто промывать систему.
    6. Имеет высокую термическую стабильность.

    Недостатки

    Несмотря на очевидные преимущества этого вида теплоносителя, все же существует ряд недостатков:

    1. Необходимость фильтрации перед вливанием в систему. Дело в том, что обычно отработка представляет собой смесь из множества масел разных марок и вязкости. Помимо этого, она содержит в себе сторонние компоненты в виде грязи и металла. Процесс очистки немалого объема может обойтись в крупную сумму.
    2. Наличие нужного количества. На данный момент еще нет компаний, которые занимаются целенаправленным сбором и очисткой масла для будущего вливания в системы отопления. А потому найти достаточное количество нужной консистенции будет проблематично.
    3. Высокая пожароопасность. В случае утечки возникает возможность воспламенения. Правда для этого жидкость должна войти в непосредственный контакт с открытым источником огня.
    4. Недопустимо использование котла с прямым нагревом.
    5. Замена всех резиновых прокладок и соединителей на маслостойкие, найти которые будет сложнее, так как обычные системы отопления ими не комплектуются. Кроме того, их покупка может обойтись в крупную сумму.

    Особенности

    Перед заливкой отработанного масла в систему важно проверить множество нюансов, которые в будущем повлияют на работу и комфорт жильцов.

    Итак, известно, что этот теплоноситель текучий, даже в холоде. Но для обычного отопления – этого недостаточно. Теплое и остывшее масло имеет значительно отличающуюся друг от друга вязкость. Поэтому трубы в системе должны иметь одинаковый диаметр. А иногда на обратных отводах можно сделать и крупнее. Дело в том, что котел сам по себе разогревается быстро, но при этом не успевает проталкивать масло. В этом случае возможно даже закипание.

    Также важно заранее подумать о размерах расширительного бачка. В водных системах обычно берется 10% от общего объема жидкости. С маслом дела обстоят немного сложнее, ведь при нагревании оно увеличивается больше, чем H2O. Несмотря на это уровень в системе все равно нужно время от времени проверять и при необходимости доливать. В таких конструкциях рекомендуется ставить баки, размером в 30% от общего объема.

    Особенно важным условием в вопросе отопления дома отработанным и уже очищенным маслом является герметичность. В большинстве случаев с первого раза не получается полностью избежать протечек. Идеальным считается в таких местах накладывание нового сварного шва, так как прокладки и подобные элементы не решают ситуацию. После этого система запускается и проверяется на полную герметичность – в местах, где есть даже микроскопические отверстия, появляются небольшие капли. В этом случае желательно слить все масло и переварить проблемные места. При этом повторять процедуру нужно до полного исправления системы.

    Необходимо обязательно обратить внимание на все соединительные резьбы. Очень важно, чтобы они были качественными, особенно на подаче. В противном случае при нагревании на них могут появляться небольшие капли. А иногда соединение даже будет протекать. При этом герметизировать подобный стык будет сложно. Можно сразу сказать, что решить проблему паклей или фумлентой не удастся. В некоторых случаях помогают специализированные герметики, способные выдерживать температуру до 400 градусов.

    Если говорить в целом, использование масла в отопительной системе позволяет оставлять помещение на длительное время в любую погоду. И при этом нет необходимости волноваться за ее переохлаждение. Кроме того, с помощью этого теплоносителя можно нагревать батареи до больших температур, не боясь выхода из строя системы. Но, как и везде, существуют свои положительные и отрицательные стороны.

    Как сделать отопление на отработанном масле своими руками: схемы и принципы обустройства

    Любые отходы, являющиеся для обычного человека всего лишь мусором, от которого необходимо избавиться, в руках мастера могут приносить ощутимую материальную выгоду.

    Например, обрезки разнокалиберных труб, старый газовый баллон и прочие металлические обрезки превратятся в печь, а отработанное масло – в топливо. Организовать отопление на отработанном масле своими руками не так уж и сложно.

    Мы расскажем вам об основных вариантах устройства систем отопления на “бросовом” виде топлива. В предложенной нами статье детально описаны способы изготовления проверенных на практике самодельных приборов. С учетом наших рекомендаций вы сможете добиться оптимального результата.

    Общий принцип функционирования

    Если мы хотим получить качественное отопление на основе отработки, масло нельзя просто взять и поджечь, поскольку оно будет чадить и вонять. Чтобы не испытывать на себе эти неприятные и опасные для здоровья побочные эффекты, нужно нагреть топливо так, чтобы оно начало испаряться.

    Гореть будут полученные в результате нагрева летучие вещества. Это и есть основной принцип работы отопительного агрегата на отработке.

    Галерея изображений Фото из Отопительный прибор из подручных средств Модель самоделки с турбонаддувом Подключение модуля к обычной буржуйке Миниатюрная печка для приготовления кофе

    Применение перфорированной трубки

    Для воплощения этого принципа в конструкции печки предусматривают две камеры, которые соединяют между собой трубой с отверстиями. В нижнюю камеру через заливное отверстие поступает топливо, которое здесь же и нагревают. Образующиеся при этом летучие вещества поднимаются вверх по трубе, насыщаясь через перфорацию кислородом воздуха.

    Принципиальная схема двухкамерной печки с соединительной перфорированной трубой позволяет понять, как именно функционирует несложный агрегат на отработке

    Полученная горючая смесь воспламеняется уже в трубе, а полное её сгорание происходит в верхней камере дожигания, отделенной от дымохода специальной перегородкой. Если технология процесса соблюдается в должной мере, копоти и дыма при горении практически не образуется. А вот тепла будет достаточно для обогрева помещения.

    Использование плазменной чаши

    Ради достижения максимальной эффективности процесса, можно пойти и более сложным путем. Напомним, что наша цель состоит в выделении из топлива летучих составляющих путем его нагрева. Для этого в единственную камеру агрегата следует поместить чашу из металла, которую нужно не просто нагреть, а раскалить.

    Через специальный дозатор из топливного бака в камеру тоненькой струйкой или каплями будет поступать отработка. Попадая на поверхность чаши, жидкость мгновенно испарится, а образовавшийся при этом газ будет гореть.

    Эффективность такой модели выше, поскольку топливо, поступающее капельным путем, лучше сгорает, а проблема его долива в процессе эксплуатации печи отпадает сама собой

    Если всё делать правильно, сгорание газов должно сопровождаться голубовато-белым пламенем. Похожее пламя можно наблюдать при горении плазмы, поэтому раскаленную чашу часто называют плазменной. А саму технологию именуют капельной подачей: ведь топливо при ней должно поступать исключительно малыми дозами.

    При всем разнообразии конструкций, работа всех отопительных агрегатов на бросовом топливе основана на описанном выше принципе.

    Баланс преимуществ и недостатков

    Казалось бы, идея практически лишена недостатков, но это не так. Чтобы принять взвешенное решение об использовании в своём доме такого отопления, нужно видеть не только плюсы от его применения, но и минусы.

    Начнем с достоинств метода. Итак, если у вас есть регулярный доступ к бросовому топливу, каковым по сути является отработка, то вы можете эффективно использовать и одновременно утилизировать этот материал. Грамотное применение технологии позволяет получить тепло с полным сгоранием материала без выброса в атмосферу вредных веществ.

    К прочим плюсам можно отнести:

    • незамысловатую конструкцию отопительного агрегата;
    • малые затраты на топливо и оборудование;
    • возможность применения любого масла, которое есть в хозяйстве: растительное, органическое, синтетическое;
    • горючий материал можно использовать, даже если загрязнения составляют десятую часть от его объёма;
    • высокая эффективность.

    К недостаткам метода следует отнестись со всей серьёзностью. Если не соблюдать технологию процесса, может произойти неполное сгорание топлива. Его пары опасны для окружающих.

    Если бы недостатков у отопления на отработке было больше, чем преимуществ, не появлялись бы в продаже вот такие изделия заводского производства, которые раскупают как горячие пирожки, несмотря достаточно высокие цены

    Не зря главным требованием при обустройстве отопления на отработке является наличие вентиляции в том помещении, где будет эксплуатироваться котел.

    Перечислим и другие минусы:

    • поскольку для хорошей тяги нужен качественный дымоход, он должен быть прямым, а его протяженность – от пяти метров;
    • дымовую трубу и плазменную чашу нужно регулярно и основательно чистить;
    • сложность капельной технологии заключается в проблемном розжиге: на момент подачи топлива чаша уже должна быть раскаленной;
    • эксплуатация котла вызывает высушивание воздуха и выгорание кислорода;
    • самостоятельное создание и применение водогрейных конструкций может способствовать понижению температуры в зоне сгорания, что ставить под угрозу эффективность процесса в целом.

    Чтобы решить последнюю из приведенных выше проблем, можно смонтировать водяную рубашку там, где она не сможет повлиять на качество горения – на дымоходе. Перечисленные недостатки привели к тому, что изделие без существенных доработок практические не применяется для обогрева жилых помещений.

    Если нет желания или времени сооружать агрегат собственными руками, можно воспользоваться многочисленными предложениями от мастерских, занимающихся производством и установкой металлоконструкций разных масштабов:

    Галерея изображений Фото из Печь на отработке поточного производства Модель с большим теплообменником Бак для долива отработанного масла Резервуар для первоначальной заливки топлива

    Где применять и как доработать?

    Ввиду существенного списка недостатков, калориферы на масляных отходах редко используются в жилье. Применение их возможно только в хозпомещениях и в случае устройства безотказно действующей приточно-вытяжной вентиляции. Зато их широко применяют для прогрева технических и производственных площадей.

    Автомобилисты именно их используют в качестве обогревателей для гаражей, и то в случае устройства хорошей вытяжки. Огородники устанавливают в теплицах, животноводы – в хозяйственных постройках. На автомобильных мойках, на СТО, на складах, где нет горючих материалов, им всегда найдется место.

    Если эксплуатация котла на отработке для обогрева жилых помещений вызывает опасения, то в условиях гаража, СТО и автомоек эта модель востребована всегда

    Часто базовые конструкции подвергаются разного рода доработкам. Например, для этих целей используют водяную рубашку или водогрейные змеевики. Подобное оборудование включают в состав водяного отопления. Печи такого вида должны работать с применением автоматики, в противном случае их функционирование придется неусыпно контролировать.

    Галерея изображений Фото из Модель калорифера на отработанном масле Установка автоматики для контроля процесса Конструктивные особенности модели Установка бака с водой для нагрева

    Несколько удачных самоделок

    Используя базовый принцип конструкции, всегда можно придумать изделие, которое будет максимально соответствовать вашим собственным запросам. Попытаемся предложить вам некоторые варианты, достойные не только внимания, но и воплощения.

    Вариант #1 – с готовым корпусом

    Эта конструкция может понравиться такому домашнему умельцу, который уже освоил навыки сварки. Суть её заключена в применении в качестве корпуса изделия готовой основы – кислородного или газового баллона, трубы или бочки с толстыми стенками.

    Чтобы наглядно представить себе процесс превращения заготовок в печь на отработке, внимательно рассмотрите приведенную ниже схему.

    В работе изделия используется плазменная чаща и, значит, технология капельной подачи. Оно способно продуцировать примерно 15 кВт тепла, которые обогреют до 150 м2 площади.

    Не стоит эту модель пытаться модернизировать, преследуя цель повысить её производительность путем усиления воздушного потока или изменением размеров камеры сгорания. Это может привести к увеличению объёма сажи и чада, что небезопасно.

    В процессе сгорания отработка сильно нагревает стенки корпуса котла, в результате чего тонкостенные изделия могут просто прогореть и оказаться пожароопасными

    Для начала нам необходимо соорудить основу модели – её корпус. Для этого нам нужна труба высотой 780 мм, диаметром 210 мм и с толстыми стенками (не менее 10 мм). Днище корпуса вырезаем из стального листа (не менее 5 мм). Диаметр круга дна составляет 219 мм. Осталось лишь приварить дно к одной из сторон корпуса.

    Ножки, которые вам предстоит приварить ко дну, можно изготовить из прочных болтов. Чтобы отслеживать процесс горения внутри трубы и иметь возможность стартового разогрева чаши, нужно в 70 мм от уровня дна сделать в корпусе смотровое окно. Для этого в корпусе следует прорезать отверстие такого размера, чтобы оно было функциональным – удобным для самого пользователя.

    Вырезанная часть трубы пойдёт на изготовление дверцы отверстия. Нужно лишь приварить к ней аккуратный буртик и проложить по её периметру асбестовый шнур, чтобы дверка герметично закрывала отверстие. Закрепляем дверцу на корпусе при помощи болтов.

    Для дымоотвода понадобится труба диаметром 108 мм с толстыми стенками (4 мм). Её следует приварить к корпусу на стороне, противоположной той, где прорезано смотровое окошко. От верха отступите 7-10 см.

    Чтобы сделать крышку, из листового металла (толщина 5 мм) вырезают круглую заготовку диаметром 228 мм. По краю заготовки следует приварить буртик. Для этого нужна металлическая полоска толщиной 3 мм, а шириной – 40 мм. В получившейся крышке сбоку делаем ещё одно смотровое отверстие диаметром 18 мм. Его дверца будет играть роль предохранительного клапана.

    В центре крышки вырезаем ещё одно отверстие диаметром 89 мм. В него будет вставляться труба для подачи воздуха, которую делаем из заготовки длиной 76 см, диаметром 89 мм, а толщиной стенки 3 мм.

    Заготовку перфорируем. Для этого от края отступаем 5 см и высверливаем по кругу 9 отверстий диаметром 5 мм. Через 5 см нужно проделать ещё два ряда отверстий – 8 в ряду, диаметр 4,2 мм. Ещё через 5 см делаем четвертый ряд отверстий – 9 штук, диаметр 3 мм.

    Для выполнения следующей работы нам понадобится болгарка. По краю трубы, от которого мы отступали 5 см, прорезаем щели высотой 3 см, толщиной 1,6 мм. По окружности таких щелей должно быть 9 штук.

    С противоположного конца трубы в 5-7 мм от края прорезаем отверстие 10 мм в диаметре. В него будет вставляться труба для подачи топлива диаметром 10 мм и стенками в 1 мм толщиной. Как видно из схемы, она входит в трубу для воздуха и заканчивается одновременно с ней. Протяженность этого топливопровода и его угол изгиба зависят от местоположения маслобака.

    Труба для подачи топлива и воздуха в сборе приваривается к крышке. При установке в корпус изделия она должна не упираться в дно, а не доставать до него 12 см.

    Приступаем к изготовлению плазменной чаши. Для этого понадобится толстостенная труба (толщина 4 мм) диаметром 133 мм. Отрезаем от неё кусок 3 см. Из стального листа толщиной 2 мм вырезаем круглую заготовку диаметром 219 мм. Заготовку привариваем к отрезку и получаем чашу.

    Собственно, печка практически готова. Осталось её собрать. Для этого внутрь корпуса в 7 см от дна размещаем чашу. Теперь она должна быть хорошо видна из смотрового окошка, расположенного внизу. Из окна чашу и поджигают. Ставим на предусмотренное для неё место крышку с устройствами для подачи воздуха и масла.

    Дымоход, который будет присоединен к соответствующему патрубку, делается из трубы толщиной 4 мм и диаметром 114 мм. Протяженность дымохода должна быть не менее 4 метров. Особенностью его можно считать исключительно вертикальное расположение. Никаких наклонных участков быть не должно! Наружную часть дымохода следует утеплить.

    Эта печь на отработке сделана не по той схеме, которую мы привели выше, но её основу тоже составляет отработавший своё газовый баллон

    Когда установлен маслобак, можно проверить работу агрегата. Для этого в чашу помещают бумагу, смоченную горючим, а затем поджигают её. На завершающей стадии горения бумаги можно начинать подавать отработку. Схема этого устройства не зря приведена так подобно. Мы хотим, чтобы у вас получился качественный аппарат, который будет долго радовать своего создателя бесперебойной и безопасной работой.

    Этапы сооружения котла, работающего на отработанном масле, подробно описаны в следующей статье. Рекомендуем ознакомиться с технологией изготовления самоделки, которая найдет применение в дачном и загородном хозяйстве.

    Вариант #2 – самый популярный

    Эта модель действительно пользуется популярностью у владельцев дач и гаражей. Сделать её несложно. В её состав входят два отделения (камеры). В нижнее заливается горючее, которое будет нагреваться для образования летучих газов. При переходе их через перфорированную трубу, расположенную между отделениями, происходит насыщение газов кислородом и их воспламенение.

    При сгорании смеси газов в верхнем отсеке температура может достигать 800 градусов. Такой нагрев требует активной подачи воздуха. Для этого в нижнем отсеке предусмотрено смотровое отверстие, через которое, кроме того, заливают топливо. Чтобы с его помощью регулировать подачу воздуха, необходима заслонка.

    Все размеры этой самой популярной гаражной модели печки на отработке приведены на схеме, но, если вам проще сделать квадратные камеры, используйте параметры, указанные в видео, которое мы разместили в конце статьи

    При переходе газов из нижней части сооружения в верхнюю насыщение смеси кислородом идёт через небольшие отверстия (диаметр 10 мм) в трубе.

    Для выполнения работ следует подготовить:

    • болгарку с отрезными и зачистными дисками; Минимальный диаметр диска – 125 мм.
    • перфоратор со сверлом не меньше 13 мм;
    • сварочный аппарат (от 200 ампер) и защитную маску или очки;
    • кувалду;
    • молоток, зубило и плоскогубцы;
    • уголок для ножек;
    • листовую сталь;
    • переноску;
    • заклепки.

    Из листового железа выкраивается и варится нижний отсек. В нем вырезают смотровое окно, через которое внутрь будет поступать топливо и воздух. Задвижку для этого отверстия закрепляют на корпусе отсека заклепкой.

    В процессе сборки и сварки изделия необходимо тщательно проверять на качество все швы, потому что эта модель очень сильно нагревается во время её эксплуатации

    К нижней камере приваривают перфорированный соединительный газопровод-трубу, к которой присоединяют методом сварки верхний отсек со съемной крышкой. Его тоже выкраивают из листовой стали и сваривают. В процессе сварки следует тщательно проверять соединения на отсутствие зазоров.

    Готовая двухкамерная печь выглядит очень просто, но эффективность её работы не вызывает никаких сомнений: она уже показала себя и неоднократно

    Для придания конструкции лучшей устойчивости используют металлические уголки. Дымоход должен быть присоединен к трубе строго вертикально. Проверить работу готовой печки на отработке можно, залив масло в нижний отсек. Там его поджигают, используя для этой цели обычную бумагу.

    С одним из вариантов печки на отработке, популярных в среде автомобилистов и владельцев гаража ознакомит следующая фото-галерея. Для того чтобы понять особенности конструкции, мы приложили чертеж с размерами самоделки.

    Печки на отработке греют гораздо лучше электрических обогревателей. Причем их эксплуатационные расходы вообще равны нулю

    Согласно проектным размерам мастер, соорудивший эту модель печки, заказал раскрой металла в мастерской. В трубе токарь высверлил ему отверстия. Ему нужно было просто собрать детали, соединив их сварными швами:

    Галерея изображений Фото из Шаг 1: Проверка размеров нарубленных деталей Шаг 2: Приваривание бортиков к нижней камере Шаг 3: Примерка верхней крышки нижней камеры Шаг 4: Сварка камеры для отработки сплошным швом Шаг 5: Изготовление верхней камеры Шаг 6: Проварка швов прерывистым швом Шаг 7: Приванивание перегородки к основанию Шаг 8: Соединение узких бортиков с верхней частью

    Завершив сборку деталей верхней и нижней камеры, приступаем к соединению модулей печки в единое целое:

    Галерея изображений Фото из Шаг 9: Фиксация ножек к основанию нижней камеры Шаг 10: Установка перфорированной трубы Шаг 11: Прорезка отверстия для заливки масла Шаг 12: Проверка качества сварного шва Шаг 13: Установка основания верхней камеры Шаг 14: Приварка металлических растяжек Шаг 15: Установка патрубка дымоходной трубы Шаг 15: Финишные работы перед топкой

    Процесс работы аналогичной, но немного доработанной печки можно посмотреть на видео в финальной части этой статьи.

    Вариант #3 – маленький, но удаленький

    Для больших помещений нужны производительные печки из предыдущих вариантов. Но есть и агрегаты-малютки, которые тоже многое могут. Вот такая самоделка весит всего лишь 10 кг.

    При расходе 0,5 л горючего за час она способна выдать до 6 кВт тепла. Можно раскочегарить её и сильнее, но делать этого не стоит из соображений техники безопасности: взорвётся. Отличный вариант для гаражного обогрева.

    Если у вас имеется старый газовый баллон, то именно он может стать топливным резервуаром для этой самоделки. Ёмкость для масла собирают из верхушки и дна этого баллона. При этом рекомендуется сохранить круговой шов с уплотнительным кольцом, которое дополнительно увеличит прочность изделия.

    В левой части изображена печь со всеми параметрами, которые вам пригодятся в процессе её изготовления, а в правой готовое изделие становится основной частью водяного отопления

    Если газового баллона нет, то подойдет и любая другая ёмкость высотой 350 мм и диаметром от 200 до 400 мм. Из неё и будет сварен резервуар для горения топлива.

    Для создания воздушно-топливной смеси используем трубу, стенки которой не менее 4 мм толщиной. Конус можно сварить из прочной стали, толщиной от 4 мм. На схеме представлены все размеры конструкции. Они могут быть откорректированы как в меньшую, так и в большую сторону, но не более чем на 2 см.

    Особое внимание следует уделить швам в местах перехода к конусам: именно здесь из-за активного горения смеси газов может происходить максимальный нагрев.

    Дымоход для этой печки делают протяженностью не больше 3,5 метров, чтобы при создании слишком активной тяги топливо не затягивалось в трубу. Такое вытягивание может не только повысить расход горючего, но и снизить его теплоотдачу.

    Эта самоделка может использоваться в водогрейном варианте отопления. Для этого, как показано на правом рисунке схемы, вокруг зоны дожигания топлива наматывают стальную трубку, по которой будет проходить вода.

    Для предотвращения существенного снижения температуры газов, змеевик закрывают стальным кожухом, отражающим тепло. Нагретая таким способом вода уходит в систему отопления.

    Использовать газовый баллон можно так же успешно в изготовлении буржуйки для гаража. Технология ее сборки подробно описана в предложенной нами статье.

    Соблюдение техники безопасности

    Для безопасной эксплуатации самодельного отопления на отработке необходимо обратить особое внимание на качество масла. В нем не должны присутствовать вещества, способные легко воспламеняться – бензин, ацетон и прочие.

    Качество автомобильных отходов, как правило, оставляет желать лучшего. При их использовании может образовываться нагар, который придется время от времени счищать.

    Вы видите, насколько может раскалиться котел, в качестве топлива для которого используется отработанное масло: нельзя поблизости от него сушить носки, ставить чайник с водой или раскладывать сухие доски

    Кроме того, следует соблюдать перечисленные ниже меры безопасности.

    • Диаметр дымохода не должен быть меньше 10 см. Предпочтительнее сэндвич-дымоход: на его поверхности откладывается меньше сажи.
    • Рядом с котлом не могут находиться горючие вещества, в том числе и топливный бак. Только на безопасном расстоянии.
    • Исключите попадание в камеру с раскаленным маслом воды или иной жидкости. Последствия подобной протечки представлены на видео в заключительной части этой статьи.
    • В процессе функционирования котла на отработанном масле температуры нагрева значительно превышают те, которые достигаются при сгорании твердого топлива. Поэтому для этой конструкции и выбирают толстостенные материалы.
    • Желательно оборудовать котельную системой принудительной циркуляции воздуха.

    Не оставляйте работающий агрегат без присмотра. Это эффективная, но довольно опасная вещь.

    Выводы и полезное видео по теме

    Мастера-умельцы не делают секретов из собственных наработок и всегда готовы поделиться достижениями, показать самоделки в работе. Обратите внимание на видео, в котором представлена такая же печь, как в варианте #2, но с некоторыми доработками.

    Посмотрите, как она работает, каков результат её использования в условиях внешнего мороза для обогрева довольно просторного гаражного помещения.

    Ещё раз обращаем ваше внимание на технику безопасности, которую следует соблюдать при использовании самодельных печек на отработке.

    Бросовое горючее, которое может достаться вам, если уж не совсем даром, то за сущие копейки, всегда привлекает внимание рукастых владельцев гаражных мастерских, теплиц или других нежилых помещений, требующих обогрева.

    Да, талантливые люди могут буквально из отходов сделать необходимую в хозяйстве вещь. Но умение не приходит извне: оно нарабатывается. Возможно, наша информация поможет не только тем, кто уже умеет, но и тем, кто хочет научиться делать всё своими руками.