Расклинцовка щебня

Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве

  • 14 ноября 2019

Довольно часто, мы видим или ездим по плохим автомобильных дорогах, сетуя на плохой асфальт или сезон, когда его укладывали. Но далеко не все знают, что дело не всегда в асфальте или погодных условиях. В таких строениях важным фактором является основа – подушка, на которую укладывают строительный слой материалов.

Недооценивать такую подушку ни в коем случае нельзя – те дороги, которые мы часто видим, как раз и построены с явным нарушением строительных требований и норм для возведения основания дороги. А уж потом будет укладываться асфальт, но речь не о нем.

Высокопрочные современные асфальтовые или бетонные покрытия дорог, аэродромных покрытий нуждаются именно в надежной неподвижной подушке – основания, которая выдерживает высокие нагрузки без деформации.

Расклинцовка – суть метода

Суть процесса заключается в трамбовании нескольких слоев различных фракций щебня для максимального уплотнения, чтобы в щебне не было пустот. Когда этими работами пренебрегают или экономят, пустоты заполняет вода, которая замерзает зимой и рвет дорожное покрытие.

Работы по укладке и трамбовке щебня разбивают на несколько этапов:

  • подготовка;
  • укладка;
  • трамбовка;
  • проверка прочности.

Первый этап

На первом подготовительном этапе важным процессом является подготовка грунта, на котором будет дорога. Поверхность предварительно очищается от мусора, выравнивается. Иногда, вырывается специальный котлован, по которому пройдет будущая дорога, если речь идет о дороге. Дно, как правило, устилается специальным полотном – геотекстилем, это делается для защиты дорожного полотна от грунтовых вод, которые пагубно воздействуют в целом на почву, делая ее рыхлой и мягкой.

На строительном сленге это звучит – обустройство гидроизоляции.

Затем, подготовленную почву засыпают песком, слой которого учитывают при проектировании покрытия, с учетом неровностей и особенности местности. В среднем, этот слой составляет 10 – 20 см.

Правильной принято считать основу, на которой лежит три фракции щебня – крупный, средний, мелкий; более мелкая фракция заклинивает более крупную.

Второй этап

Дальнейший процесс заключается в укладке крупной фракции щебня – 40 – 70 мм, в отдельных случаях 70 – 120 мм. Чтобы слой получился равномерным, его укатывают тяжелыми дорожными катками – щебень ляжет плотно и ровным слоем.

Третий этап

Поверх крупного щебня, засыпают средний размер камня, который также трамбуется с помощью специальных дорожных катков. Каждый слой щебня положено увлажнять водой, для уменьшения нагрева и трения между зернами.

Все слои необходимо утрамбовать несколько раз дорожными катками или виброплитой.

Четвертый этап

Последним слоем в расклинцовке щебня является строительный щебень мелкой фракции. Именно благодаря мелкому зерну, заполняются всевозможные воздушные пустоты. Такой слой также смачивается водой и укатывается минимум три раза тяжелой строительной техникой.

Отсутствие волны в результате воздействия на основание и отсутствие усадки и подвижности означает, что процесс трамбования можно прекратить – слои щебня уложены и утрамбованы плотно, расклинцовка закончена.

Виды щебня для расклинцовки

Для подобных работ используют, как правило, гранитный или гравийный щебень. Показатели прочности у данных видов самые высокие. В домашнем хозяйстве для подобных работ, используют более дешевый вид щебня – известняковый. В частных постройках не всегда уместно применять более дорогие виды щебня, домашние нагрузки известняк легко выдерживает.

Проверочные заключительные работы

Суть расклинцовки щебнем заключена в возведении неподвижной, прочной и надежной подушки, с высокой плотностью щебеночного слоя. Определить на глаз качество расклинцовки невозможно, для этого используется специальный прибор.

Работает он по принципу динамического зондирования – производятся насколько ударов по уложенному щебеночному слою, выявляется степень усадки. Если она соответствует существующим заявленным нормативам, работа считается выполнена. Такая проверка может быть как в процессе укладки слоя щебня, так и по окончанию работ.

По окончанию расклинцовки щебнем, рабочую поверхность засыпают небольшим слоем песка. Это особенно важно, если сразу не производится асфальтирование или бетонирование покрытия.

Места применения расклинцовки

Указанная процедура актуальна не только при возведении автобанов и взлетно – посадочных площадок. Такие работы также производят при:

  • производстве важных железобетонных конструкций;
  • обустройство фундаментов высотных зданий;
  • аэродромы, трассы с высоким физическим потоком машин.

Расход щебня

Расход строительного щебня различного размера, определен дорожными нормативами. Согласно Госту 8267, при укладке подушки крупнозернистым щебнем 40 – 70 мм, необходимо использовать порядка 15м3/м, фракции 10 – 20 мм – 10м3/м и фракции 5 – 10 мм также 10 м3/м на тысячу квадратных метров площади.

С аналогичным расходом будет обустройство основания с использованием фракции 70 – 120 мм для первичного слоя. Такой расход определен величиной щебня, его размерами.

В некоторых случаях, выполняется единоразовое уплотнение щебня при использовании различных песчано – щебеночных смесей различных фракций.

Коэффициент уплотнения щебня при расклинцовке

Коэффициент уплотнения является важным показателем при покупке горного щебня для строительства объектов различного назначения. Цифровое обозначение присутствует в сопроводительных документах на товар, который обязан предоставить продавец по просьбе покупателя. Знание данного коэффициента поможет определить степень усадки и позволит закупить нужное количество строительного горного щебня для расклинцовки.

Количество необходимого материала можно рассчитать при помощи простого арифметического действия – перемножаем между собой три показателя – коэффициент усадки, удельный вес щебня и его объем.

Для примерного понятия расхода материала. необходимо воспользоваться специальными таблицами, где указаны фракция щебня и его объем, с учетом расхода на 1000м3.

Документы на расклинцовку щебня

Перед началом дорожных работ, подготавливаются разрешительные документы. Главным является акт на расклинцовку щебня, в нем указывают:

  • этапы будущих дорожных работ;
  • работы, которые требуют особого контроля;
  • метод контроля;
  • документация;
  • необходимый инструментарий для выполнения работ;
  • указывают ответственных за выполнение каждого рабочего этапа.

Заключение

Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве является неотъемлемой работой, которой важно уделить особое внимание. Такие работы выполняются на основании :

  • проектов и точных математических расчетов;
  • с учетом климатического пояса;
  • непосредственно погоды;
  • местности, на которой будут проводиться работы;
  • уровень грунтовых вод;
  • подвижность почвы.

Без определения нужного количества требуемых материалов невозможно изготовить качественно основу будущей дороги или фундамента.

Заключительный рабочий процесс заключен в укладке асфальта на правильно подготовленную основу, в домашнем частном хозяйстве можно просто присыпать песком.

Технология расклинцовки щебенки

Автолюбители знают, как приятно ездить по прямой трассе, когда не мешают ни ямки, ни кочки. Прочность и стойкость к механическим нагрузкам обеспечивает дорожному полотну своеобразная подушка из щебенки. Чтобы правильно утрамбовать сыпучий материал, специалисты пользуются расклинцовкой.

  1. Сфера использования
  2. Этап подготовки
  3. Описание технологии
  4. Расход гравия

Область применения

Верхний слой покрытия (асфальт или бетон) не может обеспечить достаточную прочность дорожному полотну. Незыблемой опорой служит камень, который уплотняет грунт и исключает подвижность. Но обычная укладка в любом случае оставляет свободные зазоры между зернами. Создать целостную основу позволяет расклинцовка, которая предусматривает использование различных фракций гравия.

Применение технологии не ограничивается дорожными работами. Ей активно пользуются в других областях:

  • изготовление конструкций из железобетона;
  • заливка фундамента для многоэтажных зданий;
  • строительство взлетно-посадочных полос на аэродромах.

Подготовка

Невозможно плотно засыпать щебеночные смеси одинаковой фракции, поэтому для расклинцовки подбирают зерна различного размера, а работу проводят в три этапа:

  • подготовительный;
  • непосредственная укладка;
  • проверка.

Начинают с подготовки участка: сначала убирают верхний слой грунта, утрамбовывают оставшуюся почву. В некоторых случаях может потребоваться рытье траншеи или котлована. Затем обустраивают слой гидроизоляции, чтобы защитить щебенку от разрушительного взаимодействия с влагой. Изоляцию, обычно используют геотекстиль, выкладывают на протяжении всей зоны дорожного покрытия. Сверху укладывают песчаную подушку, чтобы создать хороший дренаж основания. Толщина слоя закладывается согласно проектной документации (от 20 до 50 см).

Технология расклинцовки

Достичь наибольшей плотности гравийной основы помогают специальные дорожные катки, а также обработка зерен вяжущим органическим составом.

Распределение расклинивающего щебня проводят в 3 этапа:

  1. Крупные камни свыше 70 мм очень редко используются при дорожных работах. Обычно для первого слоя применяют щебень фр. 20-40 и 40-70. Его тщательно утрамбовывают, а сверху засыпают отходами кирпича или заливают бетоном.
  2. Средний пласт толщиной 20 см формируется из фракции 20-40. Сверху по гравию несколько раз проходятся строительным катком. Чтобы устранить нагревание при трении, камешки поливают водой.
  3. Заключительный слой укладывают с помощью 5-20 мм.

Определить визуально качество проведенных работ не под силу даже опытному специалисту. Поэтому расклинцовку проверяют с помощью специального прибора, принцип действия которого базируется на динамическом зондировании. Устройство наносит несколько ударов, чтобы зафиксировать уровень усадки. Только убедившись, что щебенка утрамбована добротно, можно продолжать процесс.

Нормы расхода

Технические требования к гравию, который используется в строительстве, регламентируются ГОСТом 8267-93. Расход расклинивающих фракций щебня на 1000 м2 изменяется в зависимости от размера зерен:

В среднюю стоимость услуг закладываются цены на:

  • засыпку гравия;
  • выравнивание катками крупных фракций;
  • утрамбовку мелких зерен.

Это основные пункты, которые обязательно присутствуют в смете. Но существуют дополнительные расходы, которые существенно влияют на величину расценки: удаленность участка от магистрали, климатические условия, сложность грунта, общая протяженность дороги. Значительное влияние на окончательную стоимость оказывает количество щебня, необходимого для строительных работ.

Основная характеристика эффективного дорожного покрытия — высокая восприимчивость к непрекращающимуся прессингу. Чтобы трасса прослужила долго, щебеночная подушка должна быть плотной и упругой. С этой целью создана специальная технология укладки сыпучего материала, под названием расклинцовка щебня. Подробно об этой методике в статье.

Что такое расклинцовка щебня

Чтобы обеспечить прочность дорожного покрытия, недостаточно верхних слоев из асфальта и железобетона. Необходима хорошая основа. Ее укладывают таким образом, чтобы избежать образование пустот. Обычным способом это сделать нет возможности, так как отдельные частички гравия имеют разную конфигурацию.

Расклинцовка щебня — это процедура, созданная для устранения пустот между отдельными зернышками. Благодаря этой технике, частички укладываются в прочную, ровную подушку. С введением в действие «Санитарных норм и правил» (СНИП), эта процедура стала обязательной.

ГОСТ регулирует, какие фракции щебня подходят для клинцовки гравия другого диаметра. Основными считают фракции 40–80 и 80–120 мм. В качестве расклинивающего гравия, разрешают использовать камни диаметром 5–10 или 10–20 мм. Процент в расклинцовке материала, размером более 10 мм, составляет до 15%.

Последовательные этапы расклинцовки

Для проведения операции выбирают гравий разного размера. Материал засыпают постепенно, слой за слоем. А саму процедуру расклинцовки основания щебнем проводят в 3 этапа:

  • подготовительный;
  • собственно укладка;
  • проверка.

Для достижения прочности дороги, одной расклинцовки недостаточно. Иногда делают процедуру 2–3 раза. Играют роль требования, которые предъявляют к устойчивости дорожного покрытия.

Подготовительная стадия

Прежде чем утрамбовать разнородные частицы, осуществляют подготовку грунта, на котором предполагается укладка гравия. Верхний слой почвы удаляют, при необходимости роют котлован. Делают уплотнение грунта.

Для предотвращения воздействия влаги на гравий, проводят гидроизоляцию. В этих целях используют специальный материал геотекстиль, который равномерно распределяют по локации будущей дороги.

После гидроизоляции, укладывают песчаную подушку. Ее толщина определяется еще на этапе проектирования дорожного покрытия. Она варьируется от 0,5 до 20 см.

Иногда гравий перед укладкой обрабатывают вяжущим веществом. На 1м2 дорожного полотна используют от 2 до 4 литров вещества.

Основные работы

После проведения подготовительных работ, переходят собственно к клинцеванию. Эта стадия самая трудоемкая, поэтому распределяется еще на 3 последовательных этапа.

В самом начале укладывают крупнофракционный гравий. Его диаметр варьируется от 20 до 70 мм. Реже используют большие частицы размером 80–120 мм. Слой щебня утрамбовывают. Сверху наносят бетон или сетку. Иногда используют кирпичные остатки.

Второй этап — укладка камней среднего диаметра. Их размеры составляют от 20 до 40 мм. Для выкладывания необходимо специальное устройство для расклинцовки щебня — виброплита.

Операцию повторяют 5 раз, после каждой процедуры поливая камни водой. Этот прием предупреждает перегрев щебня. В итоге толщина слоя равна 20 см.

Чтобы полностью расклинить щебень, в конце выкладывают тонкий слой мелких камешков, диаметром 5–20 мм. То есть самый маленький гравий располагают сверху.

Для уплотнения материала по способу заклинки, на каждом этапе используют 16 тонные катки. Также можно брать прицепные на 6 тонн или гладковальцовые на 10. Ими обрабатывают камни от 30 и более раз.

Стадия проверки

Зрительно невозможно оценить прочность и качество дорожного покрытия. Для этого используется устройство, принцип работы которого основан на зондировании. Прибор наносит ряд ударов, позволяющих определить эффективность утрамбовывания. Если погрешностей не обнаружено, можно накатывать следующий слой.

Коэффициент уплотнения при расклинцовке

Основной показатель при проведении операции — коэффициент уплотнения (КУ). Продавец указывает его на упаковке щебня. КУ нужен для закупки правильного количества сырья, определения степени усадки. Массу необходимого щебня рассчитывают, перемножив между собой 3 величины: коэффициент укладки, удельный вес и объемы.

Чтобы понять приблизительный расход материала на площадь дорожного покрытия, пользуются таблицами. В ней указан диаметр щебня и объем, который тратится на 1000 м3 автострады.

Можно рассчитать примерную цену строительной технологии самостоятельно, зная расценки щебня и его расход на 1000 м3. На основе этого составляется смета.Средняя стоимость в столице РФ составляет 600 рублей на 1м2, но это без учета доставки и разницы в цене на отдельные фракции.

Стоимость 1 тонны гравия варьируется от 3 000 до 7 000 рублей. Дешевле всего крупный камень диаметром от 70 мм, среднедисперсный дороже.

Акт на расклинцовку щебня

Перед проведением операции, готовятся документы. Одним из них является акт на расклинцовку щебня.В нем указывают такие данные:

  • этапы проведения работ;
  • операции, которые контролируют на каждом шаге;
  • метод, с помощью которого осуществляется контроль;
  • необходимая документация.

В акте также указывают инструментарий, отмечают ответственных за операционный и приемочный контроль.

Расклинцовка гранитного материала — важная процедура в дорожно-транспортных работах. Помимо правильной техники, нужно обращать внимание на время укладки материала. Оптимальным считают период за 2 недели до осенних дождей. Тогда можно рассчитывать на хороший результат работ.

Современное строительство дорог – это целая наука. Не так просто, как может показаться на первый взгляд, проложить качественное и прочное дорожное покрытие. Этот процесс требует тщательной подготовки и соблюдения определённого алгоритма действий, среди которых, пожалуй, наиболее важным является расклинцовка щебнем. Купить щебень и мрамор не проблема на сайте http://mramor-66.ru/.

Что такое расклинцовка и для чего её нужно проводить?

Дорожное покрытие должно быть устойчивым к большим нагрузкам. Это, по сути, его главное назначение. Прочным оно может быть лишь в том случае, если имеет плотную и неподвижную опору – своеобразную «подушку». Вот как раз для того чтобы сделать такую основу и используется технология укладки щебнем разных фракций. Дорожные строители называют её просто – расклинцовка щебня.

Суть расклинцовки заключается в том, чтобы плотно заполнить пустоты, возникающие между каменными материалами. Другими словами – это пространственное перераспределение зёрен щебня таким образом, чтобы между ними не оставалось свободного места. Благодаря такой утрамбовке достигается наибольшая плотность щебёночного основания, а значит – повышается прочность дорожного полотна.

Этапы расклинцовки щебня

Укладка щебёночной основы для дорожного покрытия осуществляется в несколько этапов, последовательность которых ни в коем случае нельзя менять:

  • На начальном этапе производится укладка щебня крупных фракций. Зачастую в дорожных работах используется щебень 40/70, значительно реже – 70/120. Для того чтобы щебёночное основание хорошо утрамбовалось, по нему проходят специальными дорожными катками. Благодаря этому щебень ложиться плотно и ровно.
  • Далее осуществляется поэтапная укладка более мелких зёрен щебня: вначале щебень 20/40, потом – 10/20 и в завершение – щебёночный материал размером 5/10. Утрамбовка осуществляется с помощью катков. При этом также используются спецмашины, которые периодически поливают щебень водой с целью снизить трение, возникающее между камнями.

В зависимости от того, какие требования, касательно прочности и износостойкости, необходимо выполнить во время проведения дорожных строительных работ, будет варьироваться количество необходимых расклинцовок – от 1-й до 3-х максимум.

Где используется технология расклинцовки щебня?

Технология поэтапной укладки щебёночного основания применяется не только в дорожном строительстве. Часто расклинцовка щебня используется при производстве железобетонных изделий и конструкций. В частности, при строительстве зданий с помощью щебёночного материала осуществляется уплотнение грунта. Это позволяет избежать просадки подстилающих слоёв, по-другому – предотвратить образование пустот между слоями и плитами полов.

Для проверки качества проведённой утрамбовки используется специальный прибор, который позволяет определить степень усадки основания путём динамического зондирования.

Расход щебёночного материала

Расход различных фракций щебёночного материала определяется стандартами дорожного строительства. Так, согласно ГОСТу 8267, для укладки основания щебнем величиной 40/70 потребуется около 15 куб. м зёрен 10/20 и 10 куб. м фракций 5/10 из расчёта на 1 тыс. кв. м. площади. При использовании более крупных зёрен – 70/120, расход составит по 10 куб. м. щебня размером 20/40, чуть меньше – 10/20 и самого мелкого – 5/10 на ту же тысячу квадратов.

Расклинцовка щебня является необходимым условием для создания высококачественного и прочного основания не только дорожного покрытия, но и различного рода зданий и сооружений.