Разрешение на отклонение

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции

Многие собственники земельных участков еще до начала строительства сталкиваются с тем, что в случае соблюдения минимальных отступов от границ участков соседей или максимально допустимого коэффициента плотности застройки участка, строительство на таком участке будет просто не возможно, так как за частую, участки имеют вытянутую форму или неправильную конфигурацию, либо их площадь на столько мала, что соблюсти нормы строительства не представляется возможным.

С аналогичными проблемами сталкиваются и при легализации и оформлении прав на уже построенные дома, например, дом построен в 1-2 метрах от границ участка и естественно нарушены отступы от границ участка, что приведет к невозможности зарегистрировать права или оформить легализацию построенного дома.

Что же делать в таком случае, и есть ли выход из данной ситуации?

Да, законодатель предусмотрел возможность решения этого вопроса, так, в соответствии с положениями ст. 40 Градостроительного кодекса РФ, при соблюдении определенных требований и нюансов, можно получить Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства.

Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции осуществляется в части:

  • предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений:
  • минимальных отступов от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
  • максимального процента застройки в границах земельного участка.

Разрешение на отклонение от предельных параметров предоставляется при условии наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, городского округа, на территории которого расположен рассматриваемый земельный участок или объект капитального строительства.

Порядок получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства напрямую зависит от грамотно подобранного комплекта документов, юридически обоснованной позиции при организации проведения процедуры публичных слушаний.

Результатом предоставления услуги является распоряжение Главархитектуры Москвы, или Московской области о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории Москвы или Московской области.

Строительство или реконструкция объектов на земельных участках должны происходить в режиме строгого соблюдения требований градостроительных и технических регламентов , ПЗЗ местных норм проектирования и иных нормативно-технических документов и требований.

В ситуациях, когда собственникам или правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства требования градостроительных регламентов представляются неудовлетворительными, для них существует законное право обращения по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.

Условия для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

Следует иметь в виду, что мотивом для обращения по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства может служить одно из следующих обстоятельств (или факт их совместного наличия):

1. размеры земельных участков меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров,

2. конфигурация, инженерно-геологические и иные характеристики земельных участков неблагоприятны для застройки.

Если мотив обращения подтверждается документально, то позволительно сделать запрос на получение разрешения на отклонение от следующих пределов:

1. минимальных отступов зданий, строений, сооружений от границ земельных участков;

2. максимальных выступов за красную линию частей зданий, строений, сооружений;

3. максимального количества этажей надземной части зданий, строений, сооружений на территории земельных участков;

4. максимальной высоты зданий, строений, сооружений на территории земельных участков;

5. максимального процента застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

6. увеличение или понижение максимального класса опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства, размещаемых на территории земельных участков.

Документальным обоснованием необходимости отклонения от предельных параметров разрешённого строительства могут послужить:

· Обоснование необходимости получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства

· ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СООТВЕТСТВИИ ИСПРАШИВАЕМОГО ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПРЕДЕЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ РАЗРЕШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

Порядок получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

Процедура предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства длится ориентировочно 3-6 месяцев и состоит она из ряда этапов:

· В комиссию по землепользованию и застройке подаётся заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.

· После подачи заявления комитет по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования занимается:

а) подготовкой сведений:

1. о правообладателях земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, по которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,

2. о правообладателях объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, по которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,

3. о правообладателях помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,

б) осуществляет подготовку сводного заключения на основе результатов сделанных запросов в ряд органов государственной власти — Комитет имущественных отношений (КУГИ или КУМИ), Комитет по охране памятников культуры, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (КПООС), Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (КЗРиЗ), Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО) и иные, имеющие

отношения к решению вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства;

· Рассмотрение вопроса ведётся на заседании Комиссии по землепользованию и застройке, принимающей решение о проведении публичных слушаний.

· Решение комиссии по землепользованию и застройке принимается по результатам проведения публичных слушаний.

· Решение комиссии по землепользованию и застройке направляется главе администрации муниципального образования.

· Подготовка в срок 7 дней распоряжения главы администрации муниципального образования о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства по результатам рассмотрения решения комиссии по землепользованию и застройке.

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства — условия и порядок получения

Предельные параметры разрешённого строительства — элемент градостроительного регламента

Предельные параметры разрешённого строительства — один из показателей градостроительного регламента. Градрегламент, в свою очередь. является одним из результатов градостроительного зонирования территорий муниципальных образований, обеспечивающего решение целого рядя задач:

  • образование территориальных зон
  • установление градостроительных регламентов, действующих в пределах границ конкретной территориальной зоны
  • установление вида градостроительной деятельности

Целями формирования территориальных зон являются:

  1. создание возможности сочетания в каждой из них различных видов существующего и планируемого использования земельных участков (к примеру, в жилых зонах – сочетание территорий для размещения объектов жилого, общественно-делового, рекреационного и иного назначения)
  2. выделение, на основе генерального плана, функциональных зон и определение параметров их планируемого развития,
  3. учёт сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
  4. предотвращение возможных ситуаций причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках

Градостроительные регламенты регулируют режим использования земельных участков внутри каждой территориальной зоны. Они устанавливают:

  • виды разрешённого использования земельных участков (ВРИ ЗУ) и объектов капитального строительства (жилых домов, объектов торговли, объектов повседневного обслуживания, деловых и коммерческих объектов, промышленных предприятий, складов, и пр.), объединённых в 3 группы (статья 37 Град. кодекса РФ) на основе нового Классификатора ВРИ 2019:
    1. основные ВРИ, допускающие самостоятельный выбор предпочтительного вида из их состава для соответствующей территориальной зоны
    2. условно разрешённые ВРИ, присваиваемые только по итогам публичных слушаний
    3. вспомогательные ВРИ, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними (гаражи, локальные объекты инженерной инфраструктуры и пр.)
  • предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков;
  • предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, включающих:
    1. этажность
    2. плотность застройки
    3. минимально допустимые отступы (расстояния) от стен зданий до границ земельных участков и красных линий
    4. минимальная доля озеленённых территорий земельного участка
    5. минимальное количество мест на автостоянках
    6. прочие параметры, к примеру, когда пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров ( пункт 3 статьи 38 Град. кодекса РФ)
  • ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

Градостроительные регламенты, установленные для всех видов территориальных зон, являются обязательными для исполнения собственниками, пользователями владельцами и арендаторами земельных участков вне зависимости от форм собственности и прав.

Использование земельных участков допустимо только в рамках градостроительного регламента, действующего в конкретной территориальной зоне, равно как и соблюдение технических регламентов, региональных нормативов градостроительного проектирования, иных нормативно-технических документов и требований.

На использование участков и объектов на них, а также на строительство и реконструкцию объектов накладывается запрет, если использование и строительство не соответствуют установленному градостроительному регламенту:

  • ВРИ участка нет в перечне видов использования в территориальной зоне
  • размеры участков отличаются от предельных значений
  • существуют отклонения от предельных параметров разрешённого строительства или реконструкции
  • произошли отклонения от ограничений по использованию земельных участков и объектов капитального строительства
  • использование участков и объектов на них создаёт опасность для жизни и здоровья людей, для окружающей среды, для памятников истории и культуры

Тем не менее, законодательно установлены ситуации, для которых действие градостроительных регламентов прекращается или они вообще не устанавливаются, а от предельных параметров разрешённого строительства возможно отклонение. С «радиусом действия» градостроительных регламентов можно подробнее ознакомиться .

Примерный состав предельных параметров разрешённого строительства

Правовую основу пределов разрешённого строительства представляют статья 38 и статья 40 Градостроительного кодекса РФ, практическую — градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ), разрабатываемые на их основе документация по планировке территории (СПОЗУ) и проекты объектов капитального строительства (реконструкции).

Стандартный состав предельных параметров

  • Предельные размеры земельных участков, в том числе их площади:
    • могут быть как минимальными, так и максимальными или в варианте одновременного установления пределов обоих типов.
  • Минимальные отступы от стен зданий и сооружений до красных линий улиц и проездов:
    • устанавливаются в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых строительство этих объектов запрещено
    • предусматривается детализация правил размещения зданий, строений, сооружений, учитывающая, к примеру, санитарно-бытовые условия,
    • допускается уменьшение отступа либо расположение зданий, строений и сооружений по красной линии с учётом сложившейся градостроительной ситуации и линии застройки
  • Максимальное количество этажей зданий, строений, сооружений на территории земельного участка:
    • в общих случаях устанавливаются в соответствии с ПЗЗ применительно ко всем ВРИ земельных участков внутри каждой территориальной зоны
    • в территориальных зонах, в которых присутствуют памятники истории и культуры, отнесённые к культурно-историческому наследию, устанавливается высотный регламент — в целях контроля высотного положения элементов зданий и сооружений в зависимости от близости к историческим центрам городов (к примеру, в Северной столице — закон в рамках ПЗЗ Санкт-Петербурга, регулирующий высотную застройку и осуществление контроля за нарушениями исторических панорам и выявлением диссонансов с исторической архитектурой)
  • Площадь участков, предназначенных для озеленения
  • Коэффициент застройки земельного участка (отношение суммы площадей застройки всех зданий и сооружений к площади земельного участка) объектами капитального строительства конкретной территориальной зоны
  • В территориальных зонах, расположенных в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, устанавливаются требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства (пункт 2.1 статьи 38 Град.кодекса РФ)
    • к цветовому решению внешнего облика объекта
    • к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта
    • к объёмно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения
  • Максимальный класс опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства, размещаемых на территории земельных участков
  • Иные предельные параметры разрешённого строительства

Что такое отклонение от предельных параметров разрешённого строительства?

Строительство или реконструкция объектов на земельных участках должны происходить в режиме соблюдения требований градостроительных и технических регламентов, региональных нормативов градостроительного проектирования и иных нормативно-технических документов и требований.

В ситуациях, когда собственникам или правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства требования градостроительных регламентов представляются неудовлетворительными, можно воспользоваться правом на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.

Условия для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

Ммотивом для обращения по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства может служить одно из следующих обстоятельств (или факт их совместного наличия):

  1. размеры земельных участков меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров
  2. конфигурация, инженерно-геологические и иные характеристики земельных участков неблагоприятны для застройки

Если мотив обращения подтверждается документально, то позволительно сделать запрос на получение разрешения на отклонение от следующих пределов:

  1. минимальных отступов зданий, строений, сооружений от границ земельных участков
  2. максимальных выступов за красную линию частей зданий, строений, сооружений
  3. максимального количества этажей надземной части зданий, строений, сооружений на территории земельных участков
  4. максимальной высоты зданий, строений, сооружений на территории земельных участков
  5. максимального процента застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка
  6. увеличение или понижение максимального класса опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства, размещаемых на территории земельных участков

Документальным обоснованием необходимости отклонения от предельных параметров разрешённого строительства могут быть следующие материалы:

  • технические планы — для подтверждения меньшего размера земельного участка в сравнении с предельным размером, установленным для ВРИ земельного участка в конкретной территориальной зоне
  • результаты инженерно-геологических изысканий, установивших неблагоприятные геологические, а также экологические условия, физико-химические свойства, водопроницаемость почв и иных явлений, способных оказать негативное влияние на строительный процесс, обеспечение максимальной устойчивости, долговечности, надёжности и безопасности планируемого объекта
  • проектная документация, доказывающая неприемлемость утверждённых через ПЗЗ предельных предельных параметров разрешённого строительства

Порядок получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

Процедура предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства длится ориентировочно 3-6 месяцев и состоит она из ряда этапов.

Последовательность действий

1. В комиссию по землепользованию и застройке подаётся заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

2. После подачи заявления комитет по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования занимается:

а) подготовкой сведений:

  1. о правообладателях земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, по которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,
  2. о правообладателях объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, по которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,
  3. о правообладателях помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,

б) осуществляет подготовку сводного заключения на основе результатов сделанных запросов в ряд органов государственной власти:

  • Комитет имущественных отношений (КУГИ или КУМИ)
  • Комитет по охране памятников культуры, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (КПООС)
  • Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (КЗРиЗ)
  • Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ)
  • Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО
  • иные, имеющие отношения к решению вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

3. Рассмотрение вопроса ведётся на заседании Комиссии по землепользованию и застройке, принимающей решение о проведении публичных слушаний.

4. Готовится решение комиссии по землепользованию и застройке принимается по результатам проведения публичных слушаний.

5. Решение комиссии по землепользованию и застройке направляется главе администрации муниципального образования.

6. Подготовка в срок 7 дней распоряжения главы администрации муниципального образования о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства по результатам рассмотрения решения комиссии по землепользованию и застройке.

При несогласии заявителя с решением главы администрации о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения это решение можно оспорить в судебном порядке.

Видеоматериалы о роли публичных слушаний в решении вопроса об отклонении от предельных параметров разрешённого строительства

По результатам общественных слушаний по выявленному нарушению высотного регламента была запрещена реализация одного из крупнейших проектов высотного строительства в Санкт-Петербурге даже при полученном застройщиком разрешения на строительство, которое было отменено в судебном порядке:

А это пример с положительным результатом, достигнутом в ходе публичных обсуждений

Полезно узнать

  • Что такое обременение земельного участка можно узнать
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) — читать
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться
  • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте
  • С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться .
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте .
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться .
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться .
  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться .
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться эта статья.
  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно .
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться

Статья 40 Градостроительного кодекса. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Глава 1. Общие положения
      • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
      • Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
      • Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности
      • Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
      • Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
      • Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
    • Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
      • Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности
      • Статья 6.1. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности
      • Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности
      • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
      • Статья 8.1. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
      • Статья 8.2. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов
      • Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности
      • Статья 8.4. Федеральный реестр сметных нормативов
    • Глава 3. Территориальное планирование
      • Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования
      • Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации
      • Статья 11. Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации
      • Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации
      • Статья 13. Утратила силу
      • Статья 13.1. Содержание документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации
      • Статья 13.2. Подготовка проекта и утверждение схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации
      • Статья 14. Содержание документов территориального планирования субъекта Российской Федерации
      • Статья 15. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
      • Статья 16. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
      • Статья 17. Утратила силу
      • Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований
      • Статья 19. Содержание схемы территориального планирования муниципального района
      • Статья 20. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района
      • Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района
      • Статья 22. Утратила силу
      • Статья 23. Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа
      • Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа
      • Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа
      • Статья 26. Реализация документов территориального планирования
      • Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
      • Статья 28. Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов
      • Статья 29. Утратила силу
    • Глава 3.1. Нормативы градостроительного проектирования
      • Статья 29.1. Нормативы градостроительного проектирования
      • Статья 29.2. Содержание нормативов градостроительного проектирования
      • Статья 29.3. Подготовка и утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования
      • Статья 29.4. Подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
    • Глава 4. Градостроительное зонирование
      • Статья 30. Правила землепользования и застройки
      • Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
      • Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки
      • Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
      • Статья 34. Порядок установления территориальных зон
      • Статья 35. Виды и состав территориальных зон
      • Статья 36. Градостроительный регламент
      • Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
      • Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
      • Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
      • Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
    • Глава 5. Планировка территории
      • Статья 41. Назначение, виды документации по планировке территории
      • Статья 41.1. Общие требования к документации по планировке территории
      • Статья 41.2. Инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории
      • Статья 42. Проект планировки территории
      • Статья 43. Проект межевания территории
      • Статья 44. Утратила силу
      • Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории, порядок внесения в нее изменений и ее отмены
      • Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа
    • Глава 5.1. Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления
      • Статья 46.1. Развитие застроенных территорий
      • Статья 46.2. Договор о развитии застроенной территории
      • Статья 46.3. Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории
      • Статья 46.4. Договор о комплексном освоении территории
      • Статья 46.5. Договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья
      • Статья 46.6. Договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья
      • Статья 46.7. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья
      • Статья 46.8. Требования к участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья
      • Статья 46.9. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества
      • Статья 46.10. Комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления
      • Статья 46.11. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления
    • Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства
      • Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
      • Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
      • Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
      • Статья 48.2. Экономически эффективная проектная документация повторного использования
      • Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории
      • Статья 49.1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий
      • Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий
      • Статья 50.1. Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства
      • Статья 51. Разрешение на строительство
      • Статья 51.1. Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
      • Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
      • Статья 53. Строительный контроль
      • Статья 54. Государственный строительный надзор
      • Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
    • Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства
      • Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и содержание их деятельности
      • Статья 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации
      • Статья 55.3. Виды саморегулируемых организаций
      • Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации
      • Статья 55.5. Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации
      • Статья 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства
      • Статья 55.6. Прием в члены саморегулируемой организации
      • Статья 55.7. Прекращение членства в саморегулируемой организации
      • Статья 55.8. Право члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства
      • Статья 55.9. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов
      • Статья 55.10. Исключительная компетенция общего собрания членов саморегулируемой организации
      • Статья 55.11, статья 55.12. Утратили силу
      • Статья 55.13. Контроль саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов
      • Статья 55.14. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений
      • Статья 55.15. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации
      • Статья 55.16. Компенсационные фонды саморегулируемой организации
      • Статья 55.16-1. Размещение средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в кредитных организациях, инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации
      • Статья 55.17. Ведение реестра членов саморегулируемой организации
      • Статья 55.18. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
      • Статья 55.19. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
      • Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций
      • Статья 55.21. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций
      • Статья 55.21-1. Полномочия президента Национального объединения саморегулируемых организаций
      • Статья 55.22. Совет Национального объединения саморегулируемых организаций
      • Статья 55.23. Государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций
    • Глава 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений
      • Статья 55.24. Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений
      • Статья 55.25. Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения
      • Статья 55.26. Приостановление и прекращение эксплуатации зданий, сооружений
    • Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов
      • Статья 55.27. Договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования
      • Статья 55.28. Порядок организации и проведения аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования
      • Статья 55.29. Требования к участникам аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования
    • Глава 6.4. Снос объектов капитального строительства
      • Статья 55.30. Общие положения о сносе объектов капитального строительства
      • Статья 55.31. Осуществление сноса объекта капитального строительства
      • Статья 55.32. Особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями
      • Статья 55.33. Особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов капитального строительства в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий
    • Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
      • Статья 56. Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
      • Статья 57. Создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставление сведений, документов и материалов государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
      • Статья 57.1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования
      • Статья 57.2. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве
      • Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка
      • Статья 57.4. Реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса
      • Статья 57.5. Информационная модель объекта капитального строительства
      • Статья 57.6. Классификатор строительной информации
    • Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
      • Статья 58. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
      • Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
      • Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, сносе объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения
      • Статья 60.1. Возмещение ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора
      • Статья 61. Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц
      • Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности
    • Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
      • Статья 63. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе