Сады Елены константиновой

Сад Дмитрия Патрикеева

В реализации проекта принимали участие садовые дизайнеры и преподаватели УПЦ «Цветущая планета» — Маргарита Алексеева и Наталья Самсонова.
Площадь участка: 8 соток.
Местоположение: Московская область,10 км от г. Бронницы, дачный поселок «Палуба».
Концепция: Современный малый сад в пейзажном стиле, созданный для себя: удобный для жизни, красивый в любое время года и технологичный в уходе. Используются только надежные виды растений, хорошо зарекомендовавшие себя в средней полосе.

О создании этого удивительного сада и о том, как расширить пространство, нам рассказал его автор и владелец — Дмитрий Патрикеев, директор учебно-практического центра «Цветущая планета».

… Во время семейных путешествий и посещений садов России и Европы рождалась идея и стилистика будущего сада, примерялись различные варианты оформления. Нам хотелось иметь небольшой, красивый и удобный для жизни сад, который продолжал бы семейную историю и традиции летней загородной жизни.

Преемственность поколений в саду

На окончательный выбор концепции повлияла история нашей семьи. Закладывали сад в далеком 1957 году мой отец и дед. Это была типичная подмос­ковная дача с яблонями, огородом и неприхотливыми цветами. Участки давали морским офицерам, а дачный поселок назывался «Палуба». Мой дед – Николай Иванович Патрикеев – генерал-майор-инженер, всю блокаду провел в Ленинграде, где руководил строительством береговых сооружений на легендарной «Дороге жизни». На нашем участке сохранились две старые яблони, посаженные им в 60-е годы, которые очень хотелось сохранить. Спасибо, мои коллеги из «Цветущей планеты» вылечили и выходили их. Все цветники выстроены вокруг этих больших и графичных деревьев.

Весной 2011 года к 18-летию дочери мы решили пойти на радикальную реконструкцию. Хотелось сделать ей необычный подарок, так что до поры мы даже не показывали ей рисунков и чертежей будущего сада. Название «Палуба» и морские ассоциации натолкнуло на «волновую» концепцию ландшафта и корабельную тематику в дизайне самого дома. Так на нашем родном участке и появился сад «Волны и круги».

Прогулка по саду

Кажется, облик сада получился вполне современным и динамичным. С помощью несложных архитектурных приемов и простых материалов можно сделать маленький сад красивым и интересным. Нам удалось визуально расширить пространство, сделав его разноуровневым и динамичным. Взгляд плавно переходит из одной зоны в другую, следуя линиям дорожек и подпорных стенок.

В малом саду особенно важны правильные пропорции. Радиусы и ширина дорожек, изгибы, форма и высота подпорных стенок создавались так, чтобы сад выглядел интересно при движении в разных направлениях. Эти линии удачно сочетаются с очертаниями цветников и газона – они выглядят как волны, расположенные на разных уровнях и в разных плоскостях.

Подпорные стены, дорожки и площадки задают своеобразный «жесткий каркас» для всего сада. Мы использовали для них серый и красновато-розовый плитняк.

Не хотелось иметь на небольшом участке темных, визуально тяжелых элементов, поэтому они выполнены в светлых тонах. Природный камень и светлая отсыпка из речной гальки служат отличным фоном для большинства растений и дома. Бежевый колор забора выбран с той же целью – создать светлый фон для садовых композиций.

Он повторяет цвет дома и подсобных строений.

Ширина дорожек в саду – 80 см, а общая площадь мощения составляет около 120 кв.м. Все дорожки и площадки имеют небольшой уклон для отвода талой и дождевой воды, поэтому очень быстро высыхают после дождя и остаются чистыми.

Терраса дома напоминает палубу корабля. В ее отделке используется тот же камень, что и на дорожках, поэтому между садом и домом нет визуальной границы. Летом на террасе и в доме картину оживляют привезенные из московской квартиры рослые фикусы в изящных кадках.

Все работы по созданию сада, включая всю строительную часть и высадку растений, заняли у нас 6–7 недель. Работы на ландшафте опередили реконструкцию дома.

Сначала мы высадили сад, а летом следующего года заменили старый дом на новый, построив его на том же месте. Строительство и монтаж не помешали развитию сада и уходу за ним.

Зонирование сада

Основная зона в саду – патио для отдыха и костровая площадка с очагом. Мы очень любим вечера у открытого огня.

Патио, как облако, накрывает бежевый тент площадью 12 кв.м. Он не совсем обычный: крепится на боковой стойке за забором, поэтому вертикальная опора не разрезает пространство.

На площадке могут комфортно расположиться 10–12 человек. Если гостей много, нас выручает газон: на нем устанавливается раскладная мебель. Гости любят прогуливаться по дорожкам, фотографируя и обсуждая сад, растения и их сочетания.

Сад постепенно становится пуб­личным. Оказалось, он удобен для проведения семейных концертов, мини-фестивалей, небольших выставок и семинаров. В нем довольно комфортно могут встречаться 25–30 человек. Весной, летом и осенью мы проводим здесь практические занятия по уходу за садом. Приятно, что некоторые приемы и технологии наши студенты и коллеги берут на вооружение, чтобы затем использовать в собственных проектах.

В этом году мы создали декоративный огород, который уже дает нам пряные культуры, салаты, свежую зелень.

Что посадить в малом саду

«Волны и круги» можно назвать садом непрерывной декоративности, созданным в природном стиле. Выбирали их по красоте, надежности, простоте в уходе и доступности. Вы не найдете здесь никакой экзотики.

Я пользовался рекомендациями своих коллег, здесь только простые в уходе растения: лилейники, хосты, флоксы, очитки, злаки, тимьяны, монарды, эхинацеи, астильбы, папоротники, баданы, лиатрисы, манжетки и другие.

Они «играют в одной команде» с хвойными растениями, плодовыми деревьями, декоративными кустарниками и живыми изгородями, которые мы регулярно стрижем.

В нашем саду нет автоматического полива, и мы очень жалеем, что не сделали его сразу. Но все растения находятся в отличной форме и хорошо развиваются. В этом большая заслуга садовника, который грамотно управляет всеми процессами в саду, курируя вместе с нами его состояние и развитие.

Не могу не сказать о растениях от моих коллег, которые растут в нашем саду как напоминание о нашей дружбе и совместной работе. Флоксы от Елены Константиновой, сирени от Ирины Окуневой, привитые формы от Иры Бондориной, ели, можжевельники и туи от Игоря Чекунова и Владимира Житкова, бересклет из садового центра Ирины Сингаевской – все они высажены в композициях с другими растениями и вносят свой вклад в дизайн сада.

А что дальше?

Жизнь никогда не стоит на м­есте. Создавая сад, мы в том числе думали и о будущих внуках. Детворе со временем потребуется свое пространство.

По дорожкам сада спокойно пройдет детская коляска, а на газоне вполне можно будет бегать и играть в футбол, бадминтон и другие подвижные игры. Под навесом въездной зоны можно поставить теннисный стол, установить спа-бассейн. А на веранде и ступеньках дома устроим сцену для спектаклей и концертов!

Музей старого садового инструмента. Коллекция инструмента постоянно пополняется.

Несколько советов владельцам небольших садов по уходу за садом

– По возможности не используйте в маленьком саду темные материалы.

– Если хотите сделать плоский сад рельефным, то постарайтесь не вывозить выкопанный грунт, а разместить его на участке, создавая таким образом разные уровни.

– Сразу продумайте и проведите на участке все коммуникации до создания дорожек и других жестких элементов.

– Сделайте автоматический полив!

– Основу сада должны составлять надежные растения.

– Постарайтесь сделать сад технологичным. При создании декоративных групп и садовых композиций подумайте об уходе за ними не только на первом этапе, но и в последующие годы.

– И по возможности доверьте уход грамотному и профессиональному садовнику!

Сад семи скульптур, или Головоломка для Маэстро

Шелестят березы, поют птицы, журчит ручей. Мы снова в гостях у ведущего российского дизайнера-практика — Елены Константиновой, говорим об одной из ее недавних работ. В том саду тоже поют птицы и журчит ручей, но березы, согласно дизайнерскому решению, шелестят… на соседнем участке. Однако речь пока не о березах. Главное, что обитатели преображенного сада уже наслаждаются свершившимся. Пьют чай в зеленом кабинете, с гордостью устраивают соседям экскурсии…

А ведь совсем недавно этот уютный уголок Апрелевки переживал серьезные потрясения. Елена Алексеевна в буквальном смысле слова поворачивала ручьи вспять, сдвигала если не горы, то пригорки, расширяла горизонты. По окончании тектонического (и титанического) процесса одно счастливое семейство получило роскошный сад, а мы с вами — возможность побывать на творческой кухне мастера и, как всегда, получить ценнейшие советы по дизайну и благоустройству.
Елена Константинова. Сад расположен не в самой Апрелевке, а чуть в стороне, в селе Мартемьяново, где раньше стояла усадьба. Моим заказчикам достался фрагмент усадебного парка. Сначала у них был один участок, позже купили соседний. По границе второго росли вековые липы, которые вы видите на одной из фотографий.
Татьяна Смирнова. Какая роскошь!
Фото 1. У ручья. Лето Фото 2. У ручья. Осень На фото 1:
На заднем плане величественные липы, а прямо перед нами — фрагмент «экскурсионного» маршрута. В оформлении ручья участвуют рододендрон листопадный ‘Gibraltar’, калина, клен Гиннала, хосты, щучки, фиалка рогатая, вероника, стахис, разнообразные очитки.
На фото 2:
Та же композиция у ручья, только осенью. Наглядная иллюстрация понятия «сад непрерывной декоративности». Обратите внимание, какой естественный, непосредственный облик придают саду мелкие многолетники — гвоздички, колокольчики, гераньки, очитки… Спирея ‘Little Princess’, если приглядитесь, возле ступеньки и дальше, у мостика. Она присутствует везде, придает саду цельность.
Е.К. Именно. Но это не все. Были и другие чудеса.
Т.С. А какой теперь общий размер сада?
Е.К. Около сорока соток.
Т.С. Понятно. Наверное, с людьми, имеющими возможность купить участок в таком месте, непросто работать?..
Е.К. Да что Вы! На таких заказчиков молиться надо. Хозяйка сада, Оля, училась на моих курсах. Там мы и познакомились. К тому моменту она уже поняла, что дизайн ее не устраивает, потому и пришла.

Т.С. Так в саду до Вас уже были дизайнеры?
Е.К. Да, еще до покупки соседнего участка. Это, скажу Вам, было нечто, отдельный разговор. Слушайте дальше. Муж Оли — физик, творческий человек. Пишет песни, романсы, издает потрясающие книги. В доме постоянно живут Олины родители. Между прочим, отец — моряк, из Севастополя. У них все очень ухоженное, особенно огород, с которого они и клубнику собирают, и огурцы. Так вот, родители сначала были против перемен. Папа так и сказал: «Лучше не станет, а будет просто по-другому, только за большие деньги». Теперь папа водит по саду экскурсии…
Т.С. Елена Алексеевна, раскройте наконец тайну: что же там было? Почему такие масштабные перемены потребовались?
Е.К. Мне пришлось переделывать рельеф. Участок был спланирован вопреки здравому смыслу и особенностям, которые подсказывала сама местность. Во-первых, уклон шел в сторону дома. Зачем, когда неподалеку течет настоящая речка, и уклон по всем правилам надо делать к ней? Как у нас здесь, например: обратите внимание, уклон ведь идет к водохранилищу, а не от него!
Во-вторых, искусственный водоем мои предшественники выкопали у забора и пустили к нему ручей… от дома. Что это, скажите мне, за ручей, который течет от дома в забор? Я уж не говорю о посадках. Кругом куча хвойных, которые полностью все закрыли — и ручей, и рокарий. Ну, это обычная ошибка дизайнеров…
Фото 3. Пруд (поз. 1) Фото 4. Пруд (поз. 2) На фото 3:
Для лучшего представления об оформлении береговой линии пруд сфотографирован с двух позиций.
На фото 4:
На переднем плане, обратите внимание, — хвощ зимующий.
Т.С. Работы-то сколько…
Е.К. Мы разобрали ручей, рассортировали камни. Землю вынимали, подсыпали, перевозили… Копали новый пруд, переделывали устье ручья. Разметив основные линии, построили подпорные стенки, дорожки, мостик. Потребовалось устройство перголы, чтобы разгородить огородную и парадную зоны.
Т.С. А как же растения? Вы говорите, там было много всего насажено…
Е.К. Прежде всего надо было разобраться, сколько чего мы имеем. Начали собирать, опять же сортировать. Весной высаживали многолетники и кустарники прямо на том месте, где сейчас шикарный газон вокруг перголы. Хосты, спиреи… все сажали рядами, чтобы было легче ориентироваться. Заходили соседи и говорили: «Ой, какой у вас миленький цветник».
Фото 5 Фото 6 Фото 7 На фото 5 и 6: Чтобы создать контекст для этой скульптуры, пришлось переделать все: создать рельеф, фон, полностью выстроить растительную композицию. Здесь высажены парковые канадские розы (на фото их еще не видно), прекрасно себя показали!
На фото 7:
Рядом с беседкой для барбекю стоит Александр Сергеевич. Так барашка окрестили хозяева. Летом он жует травку, а весной размышляет о жизни, стоя на ковре из мелколуковичных.
Т.С. Забавно.
Е.К. Да, было забавно до поры до времени. Но потом я поняла, что нужен не просто прикоп, а мобильный прикоп. Сад-то в движении, меняется его структура, рельеф. Тогда натащили контейнеров, ящиков и все посадили в зависимости от размеров. Задача была не просто сохранить растения, а дать им возможность нормально жить, развиваться. В итоге прикоп занял около двух соток. Потому что можжевельники, например, близко не поставишь, они будут затенять друг друга.
Т.С. Вам для воплощения замысла хватило растений, которые уже находились в саду?
Е.К. Конечно, нет. Многолетники, мелкие и средние кустарники, низкие хвойные… Много всего, но таких необходимых растений, как чубушники, например, не было вообще. Еще мы посадили много сирени. Большой сад невозможен без крупных кустарников.
Т.С. У сада есть какая-то растительная идея, концепция?
Е.К. Я решала определенные, конкретные задачи. Например, сначала полностью просматривался весь периметр участка. Хотелось убрать соседские строения, забор. Для этого пришлось пойти на хитрость. На соседнем участке «вырос» дом, который визуально мешал. Посадить крупное дерево на нашей стороне, чтобы скрыть его, было невозможно, оно бы убило огород. Я сходила на разведку и выяснила, что прилегающая территория соседями практически никак не будет использоваться, там лишь узкий проход.
И, поскольку на участке шла стройка, мы с рабочими взяли, да и посадили пару хорошеньких березок. Полили, обработали. Чудные деревца, отлично прижились. В конце концов, если бы соседям не понравилось, они могли бы их убрать. Но, судя по всему, они довольны. Естественно, такой «прием» не всегда и не везде можно применить. Здесь получилось без ущерба для обеих сторон.
Т.С. Ну, а когда нет такой возможности?
Е.К. Все решается по обстоятельствам. В этом же саду, с другой стороны, у соседа вдоль забора растет группа туй. Очень высоких, таких кипарисообразных уже. Забор «режет» их пополам, отчего создается неприятное впечатление. Что мы делаем? Всего лишь сажаем несколько туй на своей стороне, ростом пониже соседских. И получается, что вся группа хвойных становится нашей, границы участка раздвигаются.
Т.С. Здорово как! Хочется еще приемов.
Е.К. Да пожалуйста. Забор я всегда как бы растворяю, убираю. Высаживаю для этого кустарники свободными группами или создаю стриженые изгороди. По ситуации. В данном случае больше свободных посадок. Только в одном месте, где довольно узко и видны красивые стволы лип, понадобилась стриженая изгородь.
Т.С. Мы когда про эти старинные липы говорили, Вы упоминали еще какие-то чудеса…
Е.К. А-а… Я имела в виду своего рода ботанический привет из прошлого. Обходя сад, как-то заметила, что в траве там и тут встречается необыкновенная земляника, а может, клубника, не знаю. В одном месте была даже маленькая полянка. Она привлекла меня тем, что во время цветения все цветки у земляники смотрят вверх. А потом и ягоды так же, вверх. Красиво! Я ее всю по участку собрала и расширила полянку.
Поскольку у хозяев этот сорт растет и на огороде, Оля как-то покушалась на полянку, но я ей сказала: «Оля, не трогай, это историческое растение. Оно должны здесь остаться. И именно так, полянкой». Очень сад украшает. Я и себе, кстати, взяла немножко.
Т.С. Славная деталь. Какие еще задачи поставил перед Вами этот сад?
Е.К. Он четко делится на несколько зон, различных по освещенности. Есть зоны теневые, полутеневые и ярко освещенные. Я всегда говорю студентам: «Чтобы ландшафт был органичным, надо найти растения, которые смогут увязать, объединить все цветники и композиции». В одном случае это ромашки, в другом — хосты, да что угодно.
Здесь из-за большой разницы условий освещения требовалось что-то очень пластичное. И знаете, даже не пришлось ничего покупать. Мои коллеги-предшественники насадили повсюду спирей ‘Little Princess’. Кустики были уже в возрасте, подстрижены. Я их чуть-чуть довела до ума и использовала для объединения сада.
Японские спиреи хороши везде — и на подпорной стенке, и у ступенек, и в цветнике. Прекрасно сочетаются со всем — от хост до очитков. Что касается подбора растений в целом, то тут я старалась делать не сад непрерывного цветения, а сад непрерывной декоративности. Цветение — это цветение. Если нужно, чтобы было непрерывное, не обойтись без летников.
Фото 8. Пример композиции непрерывной декоративности
На фото 8. Пример композиции непрерывной декоративности. На фотографии — октябрь (пусть вас не смущает лилейник, это ‘Stella De Oro’). Газон сделан из осоки марроу (вариегатная форма). Большой шар — жимолость обыкновенная, форма компакта. Идеальный выбор для невысоких стриженых изгородей. Жаль, что никто ее так не использует. Остальные шары — туя ‘Golden Globe’ и барбарис ‘Bagatelle’
Т.С. А Вы летники не любите?
Е.К. Почему, люблю. Но в определенных ситуациях они неуместны. Здесь контекст — величественные липы. Летники выпадают из масштаба. Мы их все же использовали, но локально: посадили в контейнеры и расположили рядом с садовым кабинетом.
Т.С. Что за кабинет?
Е.К. Да это я хозяев убедила сделать вместо крыльца с навесом эдакий садовый аквариум. У дома был выступ прямо в сад. Мы установили стеклопакеты до земли, и теперь в кабинете можно сидеть до ноября. Очень уютно, закрыто зеленью со всех сторон.
Т.С. Елена Алексеевна, мы, похоже, не выяснили самое главное. Почему сад так называется — Сад семи скульптур?
Е.К. Это мое название.
Т.С. Скульптуры объединены какой-то идеей?
Е.К. Я бы и сама не отказалась, чтоб мне объяснили, какой… Сколько я ни пытала хозяев, никто не знает, что хотел сказать скульптор.
Т.С. Да как же так? У нас в названии статьи это словосочетание будет фигурировать. Что ж мы читателям скажем?
Е.К. А ничего. Хозяева поддались искушению, пригласили белорусского скульптора. Он завез известняк и прямо тут, в саду, изваял эти фигуры. Одни можно как-то трактовать, другие нет… Последняя вообще незаконченной осталась. Кстати, пришлось ее положить, а то все время падала. Зато как вписалась в ландшафт! Видите на фотографии что-то вроде каменной волны в конце изогнутой дорожки? Превосходная фокусная точка.
Фото 9 Фото 10 На фото 9: Дорожки сделаны с вкраплениями светлых плит, благодаря чему создается ощущение игры света и тени
На фото 10: Скульптура (кстати, это та самая, незаконченная) является фокусной точкой и своей формой как бы продолжает движение
Т.С. Получилось, что идеей ее наделили Вы, поместив в такой продуманный контекст.
Е.К. Да уж. Я когда впервые в сад попала, ахнула. Гармоничный дом, участок с большим потенциалом и… скульптуры, стоят все в кучу.
Т.С. Кто ж их так поставил?
Е.К. Дизайнеры! Вот Вы раньше спрашивали о задачах. Пожалуй, самым сложным для меня было разместить скульптуры так, чтобы они не пересекались. Подумайте, каждая должна быть фокусной точкой, организовывать свой фрагмент сада. Надо не только фон подобрать, но и предусмотреть, чтобы ни из одной части сада, даже во время движения, в поле зрения не попадали две фигуры.
Т.С. Головоломка какая-то.
Е.К. В одном месте, как я ни крутила, скульптуры оказывались рядом. Пришлось сделать плотные посадки и расположить одну в конце галереи. Вышло как в старинном парке. И фигура подходящая, на колонне.
Т.С. И сколько времени заняла у Вас работа над этим садом?
Е.К. Все вместе два года. Первый год — переделка рельефа, пруд, подпорные стенки, пергола, начало посадок. Второй — окончание посадок и доработка деталей.
Т.С. Титанически!

Мы запускаем цикл видео о ландшафтном дизайне, где расскажем о создании природных садов и парков, подборе растений и организации пространства сада с помощью различных архитектурных приемов. Подписывайтесь на наш канал на YouTube.

В этих видео мы совершим прогулку по авторским садам и паркам Елены Константиновой, созданным в различный период на участках разного формата в разных условиях. Мы объясним, в первую очередь, с помощью каких приемах организуется пространство сада. Это самое важное, поскольку изначально спланированная структура будет работать десятилетиями без необходимости реконструкции.

Мы также обсудим подбор растений для средней полосы России, покажем как добиться круглогодичной декоративности. Ведь русский сад должен быть обязательно красив и зимой. От крупномеров до цветников и водных растений — все посадки должны быть также тщательно спланированы. Главное, что с их помощью также можно организовать пространство сада и визуально разделить территорию.

Вам пригодятся знания и об использовании малых архитектурных форм и других декоративных элементов, которые придадут дополнительную изюминку вашему саду, сделают его неповторимым. Вы можете посмотреть все видео здесь или подписаться на наш канал на YouTube — и вы найдете для себя много интересного!