Скважина на воду нужно ли разрешение

Спросить у юриста быстрее. Это бесплатно!


Многие считают, что на своей земле можно делать все, что угодно. Но это не совсем так. Например, актуальным для землевладельцев вопросов является водоснабжение надела. Ведь без воды не обойтись, даже если хозяева появляются на участке только в дачный сезон. Для ее добычи приходится бурить скважину. И этот процесс проходит не бесконтрольно, в некоторых случаях приходится получать разрешение. Остается выяснить, когда нужно за ним обращаться и требуется ли регистрировать готовый объект.

Бурение скважины – что говорит закон?

Поскольку подземные воды относятся к категории полезных ископаемых, вопрос их добычи регламентируется законом. Основным нормативным актом в этой сфере является ФЗ № 2395-1 «О недрах» от 21.02.1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Также при решении проблем, связанных с лицензированием добычи воды и регистрацией скважин, применяются:

  • Постановление Верховного Совета РФ № 3314-1 от 15.07.1992 г., утверждающее Положение о порядке лицензирования пользования недрами.
  • Инструкция Роскомнедра № 583 от 14.04.1994 г., разъясняющая порядок предоставления доступа к полезным ископаемым.

Ответственность за нарушение законодательства о водопользовании установлена КоАП РФ (ст.7.3). Основной мерой ответственности являются штрафы. Так, за самовольное проведение скважины или несоблюдение правил пользования ресурсами гражданин должен заплатить от 2 000 до 5 000 руб., должностное лицо – от 20 000 до 50 000 руб., юридическое лицо – от 300 000 до 1 000 000 руб. В некоторых случаях доступ к воде может быть закрыт.

Нужно ли регистрировать скважину в частном доме?

Для проведения скважины без лицензирования и последующей регистрации необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Вода должна добываться с водозабора, который не используется для городских нужд (например, в централизованном водоснабжении).
  2. Забор ресурса через колодец либо скважину необходимо осуществлять из пластов земли, не подлежащих регистрации в Водном реестре (в нем регистрируются запасы воды, имеющие общегосударственное значение).
  3. В сутки разрешено добывать не больше 100 кубов воды.
  4. Собственник земли может получать воду только для личных нужд. Если же он планирует заниматься предпринимательством – без получения лицензии не обойтись.

Таким образом, если скважина достаточно мелкая, она считается колодцем и не требует оформления разрешения. Другое дело – когда речь идет о бурении артезианской скважины

Артезианская вода забирается из водоносных пластов, находящихся между водоупорными слоями. Она изолирована от грунтовых и сточных вод и полностью защищена от техногенных загрязнений. Эта вода особенно ценится за чистоту и наполненность минералами. Для ее добычи требуется разрешение, подтверждающее целесообразность бурения скважины. Глубина бурения зависит от того, на каком расстоянии от земной поверхности пролегают водоносные пласты.

Бурение скважины: как получить лицензию?

При принятии решении о бурении скважины стоит учесть, что стоимость такой процедуры начинается от 100 000 руб. и достигает миллиона. Если собственник все-таки не отказался от своих планов, предстоит выполнить следующие действия:

  1. Пригласить на свой надел комиссию из Министерства природных ресурсов и экологии. Ее члены должны подтвердить, что территория пригодна для бурения.
  2. Собрать документы для получения лицензии. В обязательный перечень входит выписка из ЕГРП, кадастровый план, генеральный и ситуационный планы надела, паспорт землевладельца, свидетельство ИНН. Юридические лица дополнительно представляют учредительные документы и свидетельство о госрегистрации.
  3. Сделать расчеты водопотребления и согласовать их с Комитетом по водным ресурсам.
  4. Обратиться в Роспотребнадзор с целью согласования санитарной зоны на земле. Площадь такой зоны вокруг водозабора обычно составляет 60 x 60 метров, но в некоторых случаях инспекторы могут сократить ее до размеров 30 x 30.
  5. Утвердить проект скважины в региональном управлении водных ресурсов.
  6. Предоставить собранную документацию в Департамент по недропользованию и дождаться одобрения.
  7. После получения лицензии можно заказывать выполнение работ у квалифицированных мастеров по бурению.

Когда процесс бурения завершится, скважину придется зарегистрировать. Ей присвоят кадастровый номер, а сотрудники Департамента пользования недрами проведут геологическую экспертизу.

Как зарегистрировать скважину?

Регистрация готовой скважины, выполненной без предварительного разрешения, иногда оказывается более сложным процессом, чем его получение. Но поскольку чиновники, отвечающие за природопользование, регулярно проводят проверки, оформлять документы все равно придется.

Для узаконивания водозабора собственник должен подать в лицензионный отдел при местном управлении Министерства природных ресурсов и экологии следующие документы:

  • Заявление.
  • Документацию, подтверждающую права на землю.
  • Заключение Роспотребнадзора о благополучии надела в санитарном отношении.

Пока в России действует так называемая «водная амнистия». В соответствии с ней землевладельцы могут зарегистрировать нелегальные скважины в упрощенном порядке, без проведения дорогостоящих геологоразведочных процедур. Если месторасположение водозабора и регулярно получаемые объемы воды не вредят экологии и не наносят ущерба региональным запасам, власти обычно одобряют легализацию объекта

В качестве аргументов стоит привести большое значение водозабора для ведения подсобного хозяйства или обеспечения работы предприятия, а также отсутствие других источников воды.

Мнение эксперта Станислав Ершов Эксперт в области жилищного права, недвижимости и ЖКХ Написать эксперту Бурение водозаборной скважины – процесс, требующий соблюдения ряда формальностей. Но во избежание штрафов предписания закона приходится выполнять. Если с обеспечением водой возникли трудности, хозяева участков могут объединиться. Например, выдача лицензий некоммерческим объединениям граждан законодательству не противоречит. Чтобы оформить документы правильно и избежать проблем с контролирующими органами, можно обратиться за помощью к юристу

Остались вопросы по теме статьи? Наши юристы готовы ответить на них прямо сейчас!

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? СПРОСИТЕ У ЮРИСТА:

14 августа 2019 года Российская газета выпустила заметку: Роспотребнадзор разъяснил правила оборудования колодцев. В подзаголовке статьи можно прочесть следующее: «Лицензию на обустройство колодца на даче получать не надо, но проверить качество воды должен каждый, кто решил обзавестись собственным «источником». Роспотребнадзор опубликовал рекомендации, проанализировав основные ошибки дачников «.
Если честно, я не слишком слежу за публикациями в печатных изданиях, но звонок журналиста (с просьбой о комментариях) заставил меня обратить внимание на эту заметку.
Основная тема статьи – это вопрос о качестве воды, которую владельцы земельных участков могут получить из своей скважины или своего колодца. Представители Роспотребнадзора справедливо отмечают, что если вы получили воду из скважины или колодца, то это вовсе не означает, что она чистая и является пригодной для питья. Однако, этот вопрос я предлагаю рассмотреть во вторую очередь.
В первую же очередь, предлагаю обратить внимание на тот факт, что автор заметки, ссылаясь на Роспотребнадзор, сообщает, что владельцы колодцев могут эксплуатировать их без лицензии при соблюдении четырёх условий:
1. Вода должна использоваться только для собственных нужд;
2. Нельзя в сутки извлекать более 100 кубических метров;
3. Воду нельзя брать из источников централизованного водоснабжения;
4. Глубина колодца не должна превышать пяти метров.
Также, в статье упоминается, что с 1 января 2019 года упростилась процедура выдачи лицензии садоводческим и огородническим товариществам.
У меня есть одна хорошая привычка, которую я усвоил, проработав много лет в сфере лицензирования водозаборных скважин. При возникновении любого инфоповода, касающегося заявлений об отмене необходимости лицензирования скважин (и колодцев) или упрощении порядка оформления лицензии, я, прежде всего, стараюсь найти первоисточник – некий законодательный акт или нормативный документ, который послужил причиной волнения.

В разделе Новости на официальном сайте Роспотребнадзора мне удалось найти только заметку от 10 августа 2019 года: «ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: ВОДОСНАБЖЕНИЕ ДАЧНОГО УЧАСТКА». И ничего более.
Во-первых, данная страничка сайта представляет собой не более, чем информационный листок, а не нормативно-правовой акт. Во-вторых, в этом тексте нет ни слова касательно того, нужна или не нужна лицензия на скважину или колодец.
Порядок эксплуатации водозаборных сооружений, каптирующих подземные воды, будь то шахтные колодцы или водозаборные скважины, регулируется целым рядом нормативно-правовых актов Российской Федерации и Субъектов РФ. И для того, чтобы понять, нужна лицензия на колодец или скважину или не нужна, и каким образом можно на законных основаниях производить сооружение скважин и колодцев, следует обратиться к содержанию этих документов.
В первую очередь, давайте коснёмся вопроса оформления лицензии на скважину или колодец.
Использование подземных вод на территории РФ попадает под действие закона «О недрах». О том, что эксплуатация недр на территории РФ может производится только на основании лицензии на право пользование недрами (в том числе, лицензии на право добычи подземных вод), записано в статье 11 ФЗ «О недрах». Важно отметить, что действующее законодательство не делает каких-либо различий между колодцем или скважиной. Водозаборная скважина или колодец — это всего лишь способ каптажа, то есть технология, которую вы применяете при эксплуатации недр. А вот то, что вы эксплуатируете недра — это уже вопрос, требующих определения правовых оснований для этой эксплуатации.
Большую и подробную статью о том, почему для добычи подземных вод из водозаборных скважин нужна лицензия, мы уже публиковали на страницах нашего блога ранее. Она находится .
Важно понимать, что, согласно действующему законодательству РФ, если вы купили земельный участок, то это ещё не означает, что вы купили недра под ним. Недра по-прежнему принадлежат государству. Такая правовая ситуация в сфере недропользования сложилась в России исторически. И если вы хотите каким-либо образом использовать недра под своим участком, например, возводить подземные сооружение на глубине более 5 метров или начать разработку месторождения полезных ископаемых, то вы должны получить на это отдельное разрешение.
В статье 19 закона «О недрах» перечислены случаи, когда лицензию на право пользования недрами оформлять не нужно. Если вкратце, то эта статья вовсе не отменяет необходимость оформления лицензии на водозаборную скважину для частных домовладельцев. Потому что в ней содержится важное условие, что водоносный горизонт, вскрываемый частной скважиной или колодцем, не должен являться источником централизованного водоснабжения. А является ли этот водоносный горизонт источником централизованного водоснабжения или не является – определяется из конкретных геолого-гидрогеологических условий на конкретном участке. Заранее можно сказать одно: если ваша скважина или колодец вскрывает известняки, то, с вероятностью 99%, этот водоносный горизонт будет являться источником централизованного водоснабжения и, соответственно, ваше каптажное сооружение не попадает под действие ст. 19 закона «О недрах» и вы не можете эксплуатировать подземные воды без оформления лицензии.
Подробнее о содержании статьи 19 закона «О недрах» мы также говорили ранее, прочитать можно .
Далее, следует сказать, что заметка в разделе «Новости» на сайте Роспотребнадзора и заметка в Российской газете не затрагивают целый пласт нормативно-правовой документации, которая регламентирует порядок добычи подземных вод помимо закона «О недрах». Вопрос «нужна или не нужна лицензия на скважину?» — это важный вопрос, но есть и целый ряд других не менее значимых проблем, которые препятствуют законной эксплуатации частных скважин и колодцев.
Например, вопрос эксплуатации колодцев регулируется санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
В своей заметке на сайте Роспотребнадзора авторы приводят выдержки из этого документа, когда сообщают нам о том, какую конструкцию должен иметь колодец, каким образом должен быть выполнен его ствол и оголовок и т.д.
Однако, почему-то, авторы забыли упомянуть о пункте 2.5 СанПиН 2.1.4.1175-02, который гласит:
2.5. Место расположения водозаборных сооружений следует выбирать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения: выгребных туалетов и ям, складов удобрений и ядохимикатов, предприятий местной промышленности, канализационных сооружений и др.
При невозможности соблюдения этого расстояния место расположения водозаборных сооружений в каждом конкретном случае согласуется с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Хочется спросить: ну как, уважаемые владельцы колодцев, нет у вас вокруг колодца выгребных ям и туалетов на расстоянии менее чем 50 метров? Есть? Тогда добро пожаловать в Роспотребнадзор за согласованием!
И, вообще говоря, владельцы колодцев, получается, должны знать, в какую сторону у них на участке направлен поток подземных вод. А без должного количества наблюдательных пунктов этого вам и специалисты сказать не смогут.
На самом деле, конечно, ни за какими согласованиями в Роспотребнадзор ходить не стоит. Просто потому, что некому там выдавать для вас согласования в таких количествах, сколько у нас частных колодцев и скважин. И производить выдачу лицензий на скважины в таких количествах – тоже не реально. Отчасти из-за этого надзорные органы могут распускать слухи о том, что лицензии на частные скважины – не требуются. Хотя в законе об этом ничего не сказано прямо.
Если смотреть далее, в СанПиН 2.1.4.1175-02 есть пункт 4.1, который устанавливает требования к качеству воды, используемой для нецентрализованного водоснабжения. В нём так и написано: 4.1. По своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам, приведенным в таблице.
То есть, согласно действующим санитарным правилам и нормам, никто не спрашивает владельца колодца, хочет он пить чистую водичку или, если ему так вздумается, он может потреблять и грязную. Вода в его колодце ДОЛЖНА соответствовать приведенным нормам: она не должна быть солёной, не должна быть жёсткой, не должна содержать вредоносные бактерии. Однако, не всегда вода в колодцах соответствует этим условиям.

Обратим внимание и на пункт 5.2 документа:
5.2. В радиусе ближе 20 м от колодца (каптажа) не допускается мытье автомашин, водопой животных, стирка и полоскание белья, а также осуществление других видов деятельности, способствующих загрязнению воды.
Вообще говоря, в разделе 6 СанПиН 2.1.4.1175-02 сказано, что органы санитарно-эпидемиологического надзора должны осуществлять контроль за состоянием качества воды в колодцах. При выявлении микробного загрязнения колодцы должны промываться хлоркой. А если это загрязнение будет устойчивым – то и вовсе должны быть ликвидированы.
То есть, указанные санитарные правила и нормы накладывают некие обязательства не только на владельцев колодцев, но и на санитарных врачей. Но Роспотребнадзор об этом скромно умалчивает.
Помимо СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» у нас есть ещё один замечательный документ — СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения».
В СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения» сказано, что при использовании недостаточно защищённых подземных вод вокруг источника хозяйственно-питьевого водоснабжения должен быть организован первый пояс зоны санитарной охраны радиусом 50 м. В границах первого пояса зоны санитарной охраны запрещается нахождение кого-либо и чего-либо, не связанного с эксплуатацией источника водоснабжения. Зона первого пояса должна быть огорожена забором, доступ посторонних людей в неё должен быть закрыт.
То есть, если вода в колодце питьевая, то он является источником хозяйственно-питьевого водоснабжения. А раз колодец – это источник, то должна быть и санитарная охрана источника.
Вопрос: может быть требования СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения» не относятся к частным бытовым колодцам? Может быть, но в самом документе об этом ничего не сказано… В нём не производится какого-либо деления источников водоснабжения на те, которые должны подчинятся его требованиям и те, которые не должны. Почему бы Роспотребнадзору не дать официальный комментарий на эту тему?
Ещё одним важным документом, который никак не упоминается в заметке на страницах Российской газеты и в заметке на сайте Роспотребнадзора является Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 г. «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов». Обязанность по охране подземных водных объектов, которую регламентирует данных Порядок, в свою очередь, возлагается на всех физических лиц согласно ст. 59 Водного кодекса РФ.
Правила охраны подземных водных объектов также содержат в себе целый ряд условий, которые определяют законный порядок эксплуатации водозаборных сооружений на базе подземных вод.
Прежде всего, в заметке Российской газеты значительная часть материала посвящена проблеме качественного состава подземных вод. Роспотребнадзор рекомендует владельцам колодцев обращать внимание на качество подземных вод и производить отбор проб для лабораторных исследований, чтобы установить возможное содержание вредных компонентов в воде.
Однако, пункт 5, подпункт Г Правил охраны подземных водных объектов указывает, что одной из мер по их охране является наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и их уровенным режимом (путем анализов проб воды и измерений уровней подземных вод) в эксплуатационных водозаборных и наблюдательных скважинах.
То есть, отбор проб подземных вод определяется не доброй волей владельца скважины или колодца и не заботой о собственном здоровье, а является важным условием охраны подземных вод. Лицо, использующее подземные воды, обязано отбирать пробы воды и отвозить их в лабораторию, а также производить замеры положения уровня подземных вод и контроль объёма отбираемых подземных вод.
Правда, в Правилах охраны подземных водных объектов речь всегда идёт о скважинах и ничего не сказано о колодцах. С чем связана такая узкая трактовка – не ясно. Однако, в пункте 3ж Правил охраны подземных водных объектов однозначно сказано, что их соблюдение является обязательным при сооружении и эксплуатации любых объектов, способных оказать прямое или косвенное воздействие на подземные водные объекты и приводит или может привести к загрязнению и (или) истощению их запасов. То есть, действие Правил в полной мере распространяется и на водозаборные колодцы.
Есть в Правилах охраны подземных водных объектов и другие интересные пункты. Например, пункты 17 и 18:
17. Подземные воды выводятся на поверхность минимальным количеством каптажных сооружений. В случае вывода подземных вод, обладающих агрессивным коррозионным действием, для изготовления эксплуатационных колонн и других сооружений применяются устойчивые к разрушению материалы.
18. При бурении в пределах месторождения новых эксплуатационных или разведочных скважин, а также при выполнении на существующих скважинах каких-либо ремонтных работ принимаются меры, предотвращающие разгерметизацию обсадных колонн, изолирующих различные водоносные горизонты.
Отсюда следует два важных условия.

Проект бурения скважины на воду

Строительство любой водозаборной скважины начинается с разработки проекта бурения.

Данный проект является обязательным документом, до момента бурения скважины.

В соответствии с этим документом происходит строительство и введение в эксплуатацию водозаборной скважины, ее последующее использование и ликвидация. Без разработки проекта на бурение скважина не может быть лицензирована и, в последствие, сдана в эксплуатацию.

Для чего нужен проект бурения водозаборной скважины?

Проект водозаборного узла поможет вам решить множество задач:

  • поможет подобрать подходящую конструкцию будущей скважины;
  • определит, достаточно ли воды в водозаборной скважине, исходя из заявленных потребностей;
  • определит глубину залегания подземных вод;
  • поможет подобрать насосное оборудование;
  • и другие.

Документы для проектирования буровой скважины

Проект буровой скважины – это, своего рода, план выполнения работ. Основные документы, входящие в проект водозаборной скважины:

  1. гидрогеологическое заключение;
  2. расчёт необходимого водопотребления;
  3. предложения по эксплуатации водозаборных и насосных установок;
  4. точные расчеты бурения скважины и установки оборудования;
  5. схемы, планы и особенности расположения узлов;
  6. смета на проект водозаборной скважины, в случае, если проект выполняется для бюджетной организации.

Требования при проектировании бурения скважины

Проектировочные работы проводятся в несколько этапов. При составлении проекта бурения скважины обязательно должны быть учтены следующие моменты:

  • выбор места для размещения скважины с учетом санитарных и геологических требований;
  • максимальная приближенность к заказчику;
  • условия рельефа местности;
  • выбор водоносного комплекса и определение его мощности;
  • определение необходимого количества скважин, а также расстояния между ними;
  • проектирование конструкции и глубины скважины, оголовка, количества и диаметра обсадных труб;
  • выбор типа фильтра и определение его размеров;
  • подбор насосного и водоподъемного оборудования;
  • определение типа буровых работ и необходимого бурового оборудования;
  • прогноз качества питьевой воды и другие гидрогеологические исследования;
  • расчёт продуктивности водозабора;
  • выбор типа, схемы и конструкции водозабора и соединительных коммуникаций;
  • составления проекта зон санитарной охраны, специальных мероприятий по защите подземных вод от загрязнения бытовыми, промышленными и другими сточными водами;
  • оценка влияния проектируемого водозабора на близлежащие существующие водозаборы, окружающую среду, животный и растительный мир.

С чего начать?

Если Вы приняли решение и уже готовы начать работу по проектированию бурения скважины, Вам необходимо получить консультацию у нашего специалиста. Вы можете связаться с нами по номеру 8 (800) 222-11-45 с 8:00 до 18:00, либо написать нам на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Организация А имеет следующие лицензии:
— лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод;
— лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на ж/д транспорте;
— лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов 1, 2, 3 класса опасности;
— лицензию на осуществление деятельности по транспортировке отходов 4 класса опасности.
Организация А передала в аренду все свои производственные площади (в том числе артезианскую скважину, на которую у организации А имеется вышеуказанная лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод) организации Б, которая будет пользоваться в производственных целях водой из скважины, осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на ж/д транспорте, эксплуатировать взрывопожароопасный производственный объект, транспортировать отходы 4 класса опасности. Договор аренды, заключенный между организациями А и Б, не является договором аренды предприятия, так как объекты недвижимости, передаваемые в аренду, зарегистрированы как отдельные (например, разведочно-эксплуатационная скважина, котельная, производственный корпус, железнодорожные пути и т.д.).
Планируется, что организация Б в будущем получит лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод, однако это произойдет не сразу после сдачи артезианской скважины в аренду.
Кто обязан оплачивать (организация А или организация Б) после заключения договора аренды водный налог в связи с пользованием водой из скважины?

29 июля 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В анализируемой ситуации плательщиком водного налога до оформления лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод организацией Б, по нашему мнению, должна быть организация А.
После получения организацией Б лицензии на пользование недрами плательщиком водного налога станет организация Б.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются, в частности, организации, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
При этом право пользования участком недр в целях добычи подземных вод возникает, в частности, на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (п. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ, ст. ст. 10.1, 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», далее — Закон о недрах).
Отметим, что ни Закон о недрах, ни Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, ни приказ Минприроды России от 29.09.2009 N 315, утвердивший форму лицензии и соответствующий Административный регламент, не ставят возможность пользования подземным водным объектом в зависимость от того, на каком праве пользователь владеет скважиной (находится она в собственности или принадлежит на праве аренды).
По вопросу уплаты в подобной ситуации налога на добычу природных ископаемых в письме Минфина России от 17.09.2015 N 03-06-06-01/53408 сказано со ссылкой на ст. 17.1 Закона о недрах, что в случае перехода права собственности на недра лицензия подлежит переоформлению. В силу ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на право пользование участком недр. Таким образом, новая организация становится пользователем недр и, соответственно, плательщиком НДПИ с даты государственной регистрации переоформленной лицензии на право пользования недрами. Определение налоговой базы по НДПИ, а также исчисление суммы налога и представление декларации прежним владельцем лицензии осуществляется до даты государственной регистрации лицензии на нового пользователя недр, а новым пользователем недр — с даты государственной регистрации переоформленной лицензии. При этом в случае, если налогоплательщик НДПИ не осуществляет в период переоформления лицензии деятельность, связанную с добычей полезных ископаемых, обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации за ним сохраняется. В данном случае в соответствующих графах декларации следует проставлять прочерк.
Мы полагаем, что аналогичный подход применим и к ситуации с водным налогом.
На наш взгляд, плательщиком водного налога признается организация, осуществляющая на основании соответствующих разрешительных документов (лицензии) водопользование (письмо Минфина России от 21.12.2015 N 03-06-06-02/74828, письма ФНС России от 29.04.2016 N СД-4-3/7821, от 06.02.2012 N ЕД-4-3/1808@). «Организация, которой лицензия на водопользование предоставлена…, является плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии на водопользование или до переоформления права пользования водными объектами в соответствии с требованиями Водного кодекса РФ» (письмо Минфина России от 23.10.2013 N 03-06-06-02/44478).
В подкрепление данной позиции можно привести мнение налоговых органов, содержащееся в письме ФНС России от 06.02.2012 N ЕД-4-3/1808@ «По вопросу признания организации плательщиком водного налога». В указанном письме была рассмотрена следующая ситуация: лицензия на право пользования недрами получена администрацией сельского муниципального образования, которая, в свою очередь, привлекла МУП ЖКХ к осуществлению забора воды из подземных водных объектов. При этом в являющемся неотъемлемой частью лицензии Лицензионном соглашении об условиях пользования участками недр предусмотрена добыча воды непосредственно администрацией сельского муниципального образования. Налоговые органы указали, что в данном случае с учетом положений главы 25.2 НК РФ обязанность по уплате водного налога возложена на лицо, которому в установленном порядке предоставлено право пользования недрами с целью забора из них воды. Аналогичная позиция нашла отражение в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2010 по делу N А33-11830/2008.
Если в рассматриваемом случае забор подземных вод не прекращается и у передавшей в аренду артезианскую скважину организации А есть лицензия на добычу подземных вод, то плательщиком водного налога до оформления аналогичной лицензии организацией Б, по нашему мнению, должна быть организация А.
Судебная практика показывает, что оформление лицензии на пользование недрами возможно и для арендаторов (постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 N 21АП-413/16).
Поскольку организация Б фактически осуществляет пользование водным объектом (скважиной), полагаем, что после получения ею лицензии на пользование недрами плательщиком водного налога станет организация Б.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Территориальные органы Роснедр на плановой основе информируют территориальные органы ФНС России, в частности, о выданных, переоформленных, аннулированных (отозванных) лицензиях (разрешениях) на право пользования недрами и лицензиях, действие которых приостановлено (возобновлено), в течение пяти рабочих дней после выдачи, переоформления или аннулирования (отзыва) соответствующих лицензий (разрешений) (ст. 5 Приказа Федерального агентства по недропользованию и ФНС России от 05.10.2005 N 1000/САЭ-3-21/485, п. 11.2 письма ФНС России от 29.12.2017 N АС-4-16/26923@).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Вопрос: АО осуществило вклад в имущество ООО недвижимостью, в том числе была передана артезианская скважина. АО как собственник имело лицензию и являлось плательщиком водного налога. Переоформление лицензии займет некоторый период времени. Предусмотрена ли ответственность за пользование скважиной без лицензии? Может ли пользоваться скважиной на праве аренды прежний собственник, имеющий лицензию? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества