Свойства древесины черемухи

Текст книги «Художественные работы по дереву»

Клен

Из 150 видов клена, произрастающих на земном шаре, в нашей стране растет всего 25 видов. Из них наиболее распространены клен остролистый, полевой, татарский и клен-явор.

Клен остролистый – крупное дерево, достигающее высоты 30 м. Диаметр ствола взрослого дерева нередко бывает более полуметра. При благоприятных условиях клен может прожить около четырех с половиной веков. Растет клен в смешанных лесах и не образует чисто кленовых лесов.

Во все времена года хорош клен, но особенно красив и приметен он осенью, когда его резные листья наливаются всеми оттенками янтаря. В эту пору, когда после яркого лета цветы уже порядком примелькались, их место в вазах занимают радужные кленовые листья. И есть в них какая-то особая трогательная красота, с которой, порой, не могут соперничать самые изысканные цветы.

После листопада на ветках клена до глубокой осени висят подвески из крылатых семян. Стоит дунуть легкому ветерку, множество крылатых семян, похожих во время полета на стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола. Некоторые из них весной прорастут, и, если в месте приземления не окажется конкурентов более сильных, вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец-клен. А растет клен при благоприятных условиях очень быстро, за год прибавляя в росте до двух метров.

Клен – заболонная порода. Древесина у него белая с переливчатым блеском, иногда слегка розоватая или желтоватая. Темная полоска, проходящая вдоль границ годичных слоев, делает их различимыми на торцовом разрезе. Хорошо заметны узкие сердцевинные лучи буроватого цвета. На радиальном разрезе лучи похожи на сплошную мозаику из блестящих пятен и ленточек, придающих древесине своеобразную шелковистую рябоватость. Особенно хорошо видна эта рябоватость на радиальном сколе. И если скол поворачивать под различными углами к источнику света, то на нем будет возникать переливчато-мерцающий блеск. На тангентальном разрезе сердцевинные лучи в виде чечевичек, а на поперечном – узких полос. У древесины клена иногда можно встретить ложное ядро зеленовато-серого цвета с темными полосками, вызванное поражением древесины грибком.

У клена тяжелая и плотная древесина, крепкая и твердая. Умеренно усыхая, она мало разбухает и коробится. Раскалывается клен с большим трудом. В древнем Новгороде клен был излюбленным материалом мастеров, изготовлявших ложки, ковши, резные и точеные сосуды. Из него же изготовляли весла, рукоятки ножей, подшипники и другие ответственные детали простейших машин. Такое широкое применение клена неслучайно. Клен хорошо обрабатывается режущими инструментами. На древесине можно делать очень тонкие порезки. Причем срезы получаются четкими, чистыми и гладкими, с мягким глянцевым блеском. Благодаря плотности и равномерному строению древесины порезки на клене практически можно делать в любом направлении, почти не опасаясь сколов.

В старой русской загадке говорится: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу». Не правда ли, странная загадка? И не так-то просто отгадать ее современному человеку. Между тем это прялка – простейшее приспособление для домашнего прядения. Каждая часть ее изготовлялась мастерами из определенного дерева: донце, на котором сидела пряха, – из липы, гребень, на котором расчесывали пряжу, – из клена, а веретено, на которое наматывали готовую пряжу, – из березы. Если все же при необходимости донце и веретено можно было сделать из древесины других деревьев, то гребень делали только из клена. Среди деревьев средней полосы России не так-то легко найти такое, которое могло бы заменить клен. Для любого гребня нужна широкая доска из плотной, однородной и прочной древесины. Ведь на гребне нужно было нарезать более двухсот очень тонких и длинных зубьев. Чтобы нарезать зубья на кленовой доске, требовалось большое мастерство и величайшая осторожность. Готовый гребень скоблили, чистили и шлифовали, чтобы удалить мельчайшие заусеницы, а затем пропитывали для прочности льняным маслом и сушили.

В современном производстве древесина клена используется для изготовления прочных лыж и ружейных лож. Резчики применяют клен для вырезания декоративной деревянной скульптуры с тонкой моделировкой. Художники-графики используют древесину клена в ксилографии (гравюре на дереве).

Клен относится к тем деревьям, которые имеют прямое отношение к музыке. Из него вырезают прочные и звонкие ложки для ансамблей народных инструментов. А лучшие звонкоголосые жалейки пастухи-музыканты тоже делают из клена.

В музыкальной промышленности широко используется кленявор, или белый клен, произрастающий на Кавказе и в Карпатах. Древесина клена-явора имеет красивый текстурный рисунок, особенно на радиальном и полурадиальном разрезах. Но самое главное – она обладает высокими акустическими и механическими свойствами. Благодаря однородности древесины звук в ней распространяется с одинаковой скоростью как поперек, так и вдоль волокон. Из явора изготавливают нижние деки, обечайки, шейки и подставки для смычковых инструментов: скрипок, виолончелей, контрабасов, альтов и др.

В русских былинах часто встречается малопонятное современному читателю словосочетание «гусельки яровчатые». Но стоит вспомнить, из какой древесины делали древние мастера гусли, как все станет ясно. Корпус гуслей выдалбливался из прямослойной древесины ели и сосны, а сверху накладывали тонкую дощечку – деку. Деку вырезали из клена-явора. Гусли с декой из явора ласково называли «яворчатыми». Но со временем, то ли для удобства произношения, то ли потому, что деки стали делать не только из явора и смысл слова стал непонятным, превратили гусли «яворчатые» в «яровчатые».

Особенно красивую волнистую текстуру имеет клен-явор в комлевой части. Мастера называют его волнистым, или струйчатым, кленом. Иногда подобная текстура наблюдается в комлевой части клена остролистого. Древесина с красивой свилеватой текстурой образуется также в местах развилок. Такие куски стволов с развилками называют «гаффелем». В переводе с голландского гаффель означает «вилка». Гаффель идет на выработку строганого шпона, применяемого в мебельной промышленности и в мозаичном деле. Из канадского, или сахарного, клена вырабатывают фанеру, порой с очень причудливым текстурным рисунком под названием «птичий глаз».

Ясень

Из десяти видов ясеня наиболее распространен ясень обыкновенный. Растет он в основном в лесах Прикарпатья и украинского Полесья. Крупные насаждения ясеня встречаются в лесах средней полосы России. Из-за быстрого роста, красоты ажурной кроны и декоративности ясень охотно сажают в садах и парках, у дорог и в лесозащитных полосах. В лесных посадках ясень любит расти рядом с дубом. На обоих деревьях листва появляется довольно поздно – когда наступает устойчивая теплая погода, но не одновременно – то дуб зазеленеет немного раньше, то ясень. В народе подметили: «Ясень перед дубом лист распустит – к мокрому лету, а дуб – к сухому».

Наступает лето, и уже во всю силу разворачиваются на ясене крупные ажурные листья. У ясеня светлая, ясная крона. Невольно хочется сделать предположение, что этой кроне обязано дерево своим названием. Под сенью дерева постоянно держится тонкий аромат свежескошенного сена, ведь в коре и листьях ясеня содержится особое пахучее вещество – кумарин, который есть во многих травах, а особенно много его в желтом доннике.

Древесина ясеня, имеющая высокие физические и механические свойства, находит самое широкое применение в быту и деревообрабатывающей промышленности. Ясень – ядровая порода с широкой розоватой или желтоватой заболонью. Ядро светло-бурое с оливково-коричневым оттенком. Переход от заболони к ядру расплывчатый. Годичные слои наиболее четко различаются на торцовом и тангентальном разрезах. В ранней, весенней части древесины в несколько рядов расположены крупные сосуды. На торцовом разрезе они видны в виде точек, так же, как у дуба, и напоминают булавочные уколы. Только у ясеня сосуды менее крупные. На радиальном и тангентальном разрезах сосуды очень отчетливо видны в виде неглубоких штрихов-желобков. В поздней, более темной древесине годичного слоя на торце видны мелкие светлые крапины, расположенные хаотично. По мере приближения к границе годового слоя мелкие сосуды группируются в небольшие извилистые черточки. Отшлифуйте мелкой наждачной бумагой торцовый срез древесины. На ней четко обозначатся годовые слои. В каждом слое темная полоска шоколадного цвета чередуется с охристой, почти белой полоской раннего слоя. Сухой щетинной кистью тщательно смахните мелкую древесную пыль – рисунок потеряет контрастность. Что же произошло? Объяснение очень простое. При шлифовании мелкие частицы древесины забили крупные сосуды ранней древесины, и оттого этот слой выглядел почти белым, контрастно выделяясь рядом с темным поздним слоем. Выразительная и очень декоративная текстура ясеня, которую вы видите на мебели и других изделиях, прежде всего обязана существованию крупных сосудов. Древесина ясеня прекрасно принимает различные протравы и красители, особенно глубоко они проникают в древесину через крупные сосуды. Прокрашивание делает текстурный рисунок ясеня более контрастным. Более рыхлый ранний слой годового кольца становится намного темнее позднего. Но в то же время из-за крупных сосудов намного усложняется процесс лакирования ясеневой древесины. Прежде чем приступить к лакированию, необходимо заполнить поры древесины.

У ясеня очень узкие сердцевинные лучи, и они хорошо видны только с помощью лупы. После смачивания чистой водой сердцевинные лучи довольно четко выделяются в виде многочисленных светлых полос на темном фоне окружающей древесины. На строго радиальном разрезе сердцевинные лучи видны в виде многочисленных блестящих ленточек.

Древесину ясеня легко можно перепутать с древесиной дуба, но различие между сердцевинными лучами двух пород может служить надежным отличительным признаком. Дуб имеет широкие сердцевинные лучи. На радиальном разрезе они видны в виде крупных бесформенных блестящих пятен, а на тангентальном – в виде темных редких полос.

Древесина ясеня тяжелая, твердая и крепкая. Она умеренно усыхает, имеет малую водопроницаемость, хорошо полируется и обрабатывается режущими инструментами. Особенно хорош ясень для токарных работ. Мастера древнего Новгорода точили из него самую разнообразную посуду. Современные токари точат из ясеня игрушки, рукоятки различных инструментов и декоративную токарную посуду.

Ясеневая древесина – один из лучших материалов для столярной работы. Для нужд мебельной промышленности из него изготовляют облицовочный шпон. Мебельщики используют ясень для изготовления гнутой и резной мебели. Трудно перечислить все отрасли промышленности, в которых находит применение ясеневая древесина. В авиационной промышленности из нее вырезают винты легких самолетов, в строительной – изготавливают перила и паркет, в автомобильной – борта кузовов, в вагоностроении – обшивку, рамы окон, диваны и другие деревянные части. Издавна ясень применялся в обозном деле, экипажном и в судостроении. Ружейники вытачивали из него прочные, имеющие минимальную отдачу приклады и ружейные ложа. В текстильной промышленности ясень идет на изготовление некоторых частей ткацких станков. Высокая ударная вязкость, гибкость и упругость – свойства, которые сделали ясень предпочтительным в производстве спортивного инвентаря: лыж, теннисных ракеток.

Из пней ясеня исстари вырубают прочные хомутовые клещи и топорища. Но прочность – не единственное достоинство древесины корня. Художников и скульпторов больше привлекает пестрослойность и шелковистость свилеватых волокон, образующих очень красивую текстуру. Древесина ясеневого корня внешне напоминает древесину оливкового дерева. Она хорошо шлифуется, полируется и равномерно окрашивается. Выкорчевав ясеневый пень, который всегда можно найти там, где есть ясеневые посадки, корни промывают и распиливают на куски. Если дерево спилено недавно, то корни окоряют и, замазав торцы известью, просушивают в штабелях на воздухе и обязательно под навесом.

Рябина

Рябина – жительница лесных полян, опушек и речной уремы, но испокон века хотели приблизить к себе русские люди это деревце. Сажали ее перед окнами в палисаднике, около изгороди в саду, на обочинах дорог и в парках. Быть может, обычай сажать рябину вблизи своего жилища идет с тех древнейших времен, когда люди верили в магическую силу дерева. Во многих местах России еще в XIX в. существовал обычай при закладке нового дома сажать рядом молодую рябинку. Рябинка должна была оберегать дом от всяческих козней злых духов.

Рябина – ядровая порода. Розовато-белая заболонь на торце широким кольцом окружает красно-коричневое ядро. Каждое годовое кольцо состоит из ранней светлой и поздней темной древесины. Поэтому годичные слои хорошо различимы на всех разрезах. Сердцевинные лучи у рябины очень узкие: на тангентальном и поперечном разрезах они совсем не видны невооруженным глазом, а на радиальном – едва заметны. Встречаются в древесине повторения в виде бурых черточек и бесформенных пятнышек. По физико-механическим свойствам древесина рябины близка яблоне. Она так же тяжела, крепка, очень тверда и сильно усыхает. Высушить свежесрубленную древесину не так-то просто. При неосторожной и слишком поспешной сушке древесина покрывается множеством крупных и мелких трещин. Гораздо надежнее использовать древесину засохшей на корню рябины.

Древесина рябины хорошо окрашивается, принимает протраву. После шлифования и полирования приобретает красивый шелковистый блеск. Плотная и однородная, она чисто обрабатывается режущими инструментами и представляет собой замечательный материал для токарных и резных работ. Причем резьбу можно выполнять очень тонкую. Детали некоторых машин – катушки, блоки, шпули прялок, челноки ткацких станков – старые мастера предпочитали изготовлять из прочной древесины рябины.

Древесина рябины очень гибкая. Ее тонкие ветки исстари применяли для плетения, а более толстые – в бондарном деле для обручей. Гибкость рябины давно оценили рыболовы. Из рябиновой ветки всегда можно сделать гибкое, упругое и длинное удилище.

Для художественно-декоративных работ большую ценность представляет древесина рябиновых корней. Прочная, с выразительной свилеватой текстурой, она особенно хороша для резных и долбежных работ. С большим мастерством из корневой древесины рябины долбили и резали народные мастера чаши, ковши, ложки и половники. Корень рябины – замечательный материал для декоративной камерной скульптуры.

Черемуха

На опушках леса, по берегам рек и озер, во влажных балках и на склонах оврагов примерно в середине мая зацветает черемуха. Цветущая черемуха – веха, разделяющая два периода весны. Зацвела черемуха, значит, кончилась зеленая весна и наступает поздняя весна, или предлетье. Не успеет отцвести черемуха, как за ней следом зацветают сирень, вишня, яблоня, акация…

Ну а пока цветет только черемуха, никакое другое дерево не может похвастаться белоснежным нарядом. И, кажется, не найдется человек, который не смог бы отгадать загадку: «Матушкой весной в белом платьице, мачехой зимой в одном саване».

На фоне белой кипени цветов резко выделяется почти черный ствол черемухи. Черемуха – единственное дерево в северных краях, имеющее такую кору. Ученые предполагают, что именно кора дала название дереву. В глубокой древности слово «черемуха» было образовано от исчезнувшего теперь слова «черма», которое в переводе на современный язык означает «смуглый». И если бы дриады, живущие в деревьях, не были поэтическим вымыслом, то черемуховую дриаду можно было бы представить смуглой красавицей в белом и легком, как черемуховый цвет, сарафане.

В народной медицине настой из черемуховых цветов издавна применяли как примочку при глазных заболеваниях. «Черемуховую воду», полученную путем перегонки цветов с водой, теперь можно купить в аптеке.

Листья черемухи, особенно сушеные, приятно пахнут миндалем. В них действительно, так же, как в коре, ягодах и древесине, содержится горькое миндальное масло. Душистый чай из листьев черемухи – старинное лекарственное средство, применяемое при заболевании легких, простуде и других болезнях.

С лечебными целями применялись настои черемуховой коры. Шла она и на изготовление бордовой и зеленой красок. Лубяные волокна, называемые саргой, народные умельцы применяли для сшивания внахлест гнутых из сосновых, липовых и осиновых дранок коробеек, наберух и других щепных изделий. В размоченном виде сарговые тесемки имеют высокую эластичность, а высохнув, становятся очень прочными.

Древесину черемухи мастера-древоделы использовали для различных работ как ценный поделочный материал. Черемуха – ядровая порода. Ствол имеет светло-желтую широкую заболонь и бурое ядро с оливковым или красно-коричневым оттенком. Годичные слои на всех трех разрезах заметны слабо. Между ними проходит узкая темная полоска.

Сердцевинные лучи многочисленные и мелкие, но довольно хорошо различимы невооруженным глазом в виде светлых полосок на поперечном разрезе и коротких темных черточек – на тангентальном.

Древесина черемухи тяжелая, крепкая, плотная и гибкая, раскалывается плохо. Хорошо принимает протраву и равномерно окрашивается. После полирования и лощения легко приобретает интенсивный стекловидный блеск. У более старых деревьев древесина со временем становится красно-бурой.

При обработке свежей древесины ощущается специфический миндальный запах, похожий на запах рябиновой древесины. Усыхает черемуха мало, но сушить ее нужно очень осторожно. Хорошо просушенная древесина не коробится и не трескается. Благодаря своей однородности она прекрасно режется во всех направлениях. Черемуха пользуется заслуженной славой у столяров, токарей и резчиков по дереву. Особенно хороша ее древесина для резных работ с тонкой моделировкой мелких деталей. На одном старинном вальке, относящемся к XIX в., резчик сделал ножом такую надпись: «1846 года июля 1 дня дел(ал) Матвей Новоселов на корабле в большой артели в дождливое время. Дерево черемуховое рублено на Вологде». В надписи мастер добросовестно указал место и время изготовления валька. Такие надписи встречаются часто, но нечасто указывается материал, из которого изготовлено изделие. В данном случае указана не только порода древесины, но и место, где она была заготовлена. Это свидетельствует о большом значении, которое мастер придавал древесине черемухи, считавшейся лучшей для такого рода изделий. Ведь валек, которым выколачивали белье при полоскании, должен был выдерживать самые различные нагрузки при работе. Значит, дерево должно быть тяжелым, прочным, не бояться влаги, не растрескиваться, не коробиться и не пачкать белье. Конечно, вальки делали довольно часто из древесины других деревьев, например осины или березы, но древесина черемухи считалась для этих целей одной из самых лучших.

До нас дошли и более ранние образцы предметов, выполненных резчиками из черемухового дерева. При раскопках древнего Новгорода было найдено резное навершие, выполненное из черемухи.

Древесина черемухи отличается большой гибкостью. Толстые прутья бочары применяли для изготовления обручей к бондарной посуде. Более тонкие прутья шли на плетение красивых и прочных корзин. Сибиряки из черемуховых прутьев выплетали вместительные кузова саней.

Груша

В мае, как только пройдут последние весенние заморозки, в лиственных рощах или на опушках зацветает дикая груша – родоначальница культурных сортов домашних груш, разводимых теперь в садах. Иногда дикие груши, особенно в южных районах, растут небольшими группами, но чаще всего это деревья-одиночки, выросшие из семечка, занесенного случайно зверем или птицей.

Летом грушу не сразу заметишь среди других лиственных деревьев. Но вот весной, когда на ее ветвях качаются крупные белые цветы, она словно выступает вперед из лесной чащи. Но такое бывает не каждый год, иногда и раз в два года. Примечательна груша и осенью, когда ее листва окрашивается в розовый цвет. В эту пору трудно пройти мимо и не заметить грушу – слишком уж необычна ее листва.

Груша – долгожительница наших лесов. При благоприятных условиях она может прожить до 300 лет. Такая гигантская трехвековая груша росла до Великой Отечественной войны недалеко от Ялты. Каждую весну дерево покрывалось цветами, а осенью давало плоды. В иные урожайные годы с дерева собирали около тонны плодов. Люди заботливо ухаживали за деревом: ставили подпорки, когда на длинных раскидистых ветвях начинали наливаться плоды, а когда старый ствол треснул, его подпоясали железным обручем. Кто знает, может быть, удивительная груша и дожила бы до наших дней, если бы не погибла от топора оккупантов.

Всеми любимы вкусные и сочные плоды груши, которые содержат пектин, витамины С и В, каротин, фруктозу, глюкозу, сахарозу и многие минеральные соли, необходимые для человеческого организма. В некоторых областях крестьяне сушили плоды груши-дичка, а в зимнее время варили компоты и заваривали толченые груши вместо чая. Жители Кавказа смалывали сушеные груши в муку, а затем, смешав грушевую муку с обычной, выпекали душистые лепешки, отличавшиеся особым вкусом. Плоды груши широко применяются в современной пищевой промышленности.

В народной медицине плоды лесной груши применяли для лечения желудочных заболеваний, а отвары сушеных плодов – хорошее жаропонижающее средство.

Кору груши довольно часто применяли в красильном деле. Отвары грушевой коры окрашивают ткани и древесину в коричневый цвет.

Заслуженной славой у мастеров-древоделов всегда пользовалась древесина груши.

Груша – спелодревесная порода. Бархатистая без блеска древесина окрашена в розоватый или буровато-красный цвет с легким сиреневым оттенком. На поперечнике и тангентальном разрезах довольно хорошо различимы годичные слои. На границе каждого слоя проходит узкая светлая полоска. На радиальном разрезе годичные слои различаются плохо, а сердцевинные лучи (при строго радиальном разрезе) заметны в виде черточек более темных, чем окружающая древесина. В древесине изредка встречаются сердцевинные повторения.

Древесина груши плотная, тяжелая и твердая. Она хорошо сушится – мало растрескивается и коробится, но сильно усыхает. Поэтому сушить ее нужно с большой осторожностью, предварительно замазав торцы густой масляной краской. Это относится и к древесине засохших деревьев. Древесина груши однородная и, в отличие от яблоневой, менее сучковатая.

Древесина дикой лесной груши намного лучше домашней. Она высоко ценится в производстве первосортной мебели. Из ствола дикой груши можно пилить довольно широкие и длинные доски, ведь толщина деревьев, выросших в лесу, достигает 50–80 см, а высота 20–25 м. У молодых деревьев древесина почти белая, но с возрастом она темнеет. Чем старше дерево, тем темнее древесина. Древесина груши прямослойная, хорошо полируется и принимает протраву.

Режущими инструментами груша обрабатывается с трудом, но срез от стамески или резца получается четким, с чистой бархатной поверхностью. Резать ее можно во всех направлениях. Но поскольку дерево очень твердое, древесину при скульптурной обработке и резьбе снимают стамеской постепенно, слой за слоем. Особенно хороша древесина груши для тех работ, где необходимо вырезать мелкие детали с тончайшей проработкой. Недаром ее наравне с привозным самшитом успешно применяют художники-графики при изготовлении клише для торцовой гравюры (ксилографии).

Когда-то на Руси в большом ходу были пряники. Пряником начиналась и кончалась свадьба, без пряника не обходился ни один праздник, его дарили друг другу и в будние дни в знак любви и уважения. Для пряничных досок требовалась особая древесина. Хотя доски резали и из клена, и из березы, лучшей считалась грушевая древесина. Доска из нее отличалась постоянством формы – не коробилась и не трескалась от постоянного воздействия влаги, поступающей из теста. Кроме того, на ней можно было вырезать очень тонкие и замысловатые рисунки. И вырезая из груши пряничные доски, мастера-резчики проявляли неистощимую фантазию. Они вырезали то всадника на коне, то кавалера и девицу, то рыбу, птицу или зверя, а нередко довольно длинные надписи-пожелания: «Пряник кушать добрым людям во здравие и в честь». Пряничную доску пекарь накладывал на тесто, на котором отпечатывалось рельефное изображение. Отформованные пряники сажали в печь.

Из древесины груши старые мастера изготавливали ложки, веретена, челноки ткацких станков и другую хозяйственную мелочь. До сих пор из нее точат токарные игрушки, посуду, всевозможные зажимы для струбцин и прессов. В промышленности из груши изготовляют облицовочный шпон, модели для литья, линейки, угольники, рейсшины.

Груша – излюбленный материал скульпторов и резчиков. Отшлифованная скульптура имеет глянцевито-матовую поверхность и красивый глубокий цвет.

В музыкальной промышленности грушу используют в качестве заменителя черного дерева. Чтобы имитировать древесину черного дерева, детали музыкальных инструментов подвергают глубокому крашению анилиновым черным красителем – нигрозином. Иногда художники под черное дерево окрашивают небольшие резные работы из груши. Изделие вымачивают в водном растворе танина, отваре дубовой коры или чернильных орешков, затем, хорошо просушив, опускают в водный раствор железного купороса. Изделие чернеет на глазах.

Но поскольку древесина груши имеет красивый натуральный цвет, художественные работы из нее окрашивают и протравливают очень редко. Часто бывает вполне достаточно протереть их поверхность льняным маслом или скипидарно-восковой мастикой, чтобы она приобрела красивый темно-коричневый цвет и легкий приятный блеск.

Черёмуха

Черёмуха обыкновенная (лат. Prúnus pádus) — вид невысоких деревьев (изредка кустарников) из рода Слива семейства Розовые (Rosaceae). Дерево до 15 м высотой, с широкой, развесистой кроной; тёмно-бурой, мелкотрещиноватой корой. Растёт в лесах и кустарниковых зарослях по всей России до Белого моря, в Западной Европе, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Культивируется как декоративное растение. Естественный ареал — Северная Африка (Марокко), Южная, Центральная, Западная, Северная и Восточная Европа, Малая, Центральная и Восточная Азия (в том числе многие провинции Китая), Закавказье. Занесена и натурализовалась повсюду в мире в зоне умеренного климата. Больше известна как плодовая культура.

Древесина черёмухи:

Черёмуха — дерево с тяжёлой, крепкой, плотной (720 кг/м3) и гибкой древесиной, которая не боится влаги и при высыхании не коробится и не растрескивается, плохо раскалывается.

Черемуха — ядровая порода. Ствол имеет светло-желтую широкую заболонь и бурое ядро с оливковым или красно-коричневым оттенком. Годичные слои на всех трех разрезах заметны слабо. Между ними проходит узкая темная полоска.

Сердцевинные лучи многочисленные и мелкие, но довольно хорошо различимы невооруженным глазом в виде светлых полосок на поперечном разрезе и коротких темных черточек — на тангенциальном.

Древесина черемухи тяжелая, крепкая, плотная и гибкая, раскалывается плохо. Хорошо принимает протраву и равномерно окрашивается. После полирования и лощения легко приобретает интенсивный стекловидный блеск. У более старых деревьев древесина со временем становится красно-бурой.

При обработке свежей древесины ощущается специфический миндальный запах, похожий на запах рябиновой древесины. Усыхает черемуха мало, но сушить ее нужно очень осторожно. Хорошо просушенная древесина не коробится и не трескается. Благодаря своей однородности она прекрасно режется во всех направлениях. Черемуха пользуется заслуженной славой у столяров, токарей и резчиков по дереву. Особенно хороша ее древесина для резных работ с тонкой моделировкой мелких деталей. На одном старинном вальке, относящемся к прошлому веку, резчик сделал ножом такую надпись: «1846 года июля 1 дня дел (ал) Матвей Новоселов на корабле в большой артели в дождливое время. Дерево черемуховое рублено на Вологде». В надписи мастер добросовестно указал место и время изготовления валька. Такие надписи встречаются часто, но не часто указывается материал, из которого изготовлено изделие. В данном случае указана не только порода древесины, но и место, где она была заготовлена. Это свидетельствует о большом значении, которое мастер придавал древесине черемухи, считавшейся лучшей для такого рода изделий. Ведь валек, которым выколачивали белье при полоскании, должен был выдерживать самые различные нагрузки при работе. Значит, дерево должно быть тяжелым, прочным, не бояться влаги, не растрескиваться, не коробиться и не пачкать белье. Конечно, вальки делали довольно часто из древесины других деревьев, например осины или березы, но древесина черемухи считалась для этих целей одной из самых лучших.

До нас дошли и более ранние образцы предметов, выполненных резчиками из черемухового дерева. При раскопках древнего Новгорода было найдено резное навершие, выполненное из черемухи.

Древесина черемухи отличается большой гибкостью. Из неё делали изделия, воспринимающие большую нагрузку и подвергающиеся частому намоканию (например, валёк, предназначенный для выколачивания белья и т. п.). Толстые прутья шли на изготовление обручей, более тонкие — на плетение красивых и прочных корзин. Сибиряки из черёмуховых прутьев выплетали вместительные кузова саней.

Древесные материалы в мебельном производстве

Познакомимся с безъядровыми породами древесины. Речь пойдет о деревьях, которые мы видим, можно сказать, каждый день: идя по улице или отдыхая на природе. Наверняка мало, кто знает о том, насколько полезной и ценной является древесина рябины, бука, дикой груши, яблони, черемухи, ивы, акации. Именно им – знакомым нам всем с детства и вместе с тем – незнакомым – посвящена эта статья.

Рябина – красивое, статное дерево. Она имеет безъядровую древесину – тяжелую, крепкую, очень твердую, но сильно усыхающую под воздействием внешней среды. Изделия из рябиновой древесины хорошо окрашиваются и протравливаются, а после шлифования и полирования приобретают красивый шелковистый вид. В силу плотной и однородной структуры древесина рябины прекрасно обрабатывается режущими инструментами и является замечательным материалом для токарных и тонких резных работ. Однако особую ценность для художественно-декоративных работ представляет древесина рябинового корня. Из прочной, с выразительной свилеватой текстурой, корневой древесины рябины долбили и резали ковши, чаши, ложки, половники и поднос. Корень рябины – замечательный материал для скульптурного творчества.

Бук живет 250-300 лет, достигая при этом высоты 40, а диаметра – 2 метра.

Он имеет тяжелую, твердую и очень прочную древесину светло-бурого цвета с красноватым или желтоватым оттенком, нестойкую к гниению. Годичные слои видны на стволе дерева невооруженным глазом. На радиальном разрезе древесина бука имеет очень красивую текстуру: сердцевинные лучи буковой древесины широкие, в виде блестящих полосок, а на тангенциальном разрезе – в виде вкраплений. Пропаренная буковая древесина хорошо гнется, прекрасно окрашивается, имитируется под орех и красное дерево. Однако по причине высокой плотности буковая древесина очень плохо режется, с трудом подвергается инструментальной обработке, а также при высыхании быстро растрескивается. Только пропаренная древесина бука применяется в производстве гнутой мебели, для изготовления строганого шпона, а также корпусов музыкальных инструментов, сувенирных изделий (шкатулок, курительных трубок и т.д.).

Дикая груша относится к безъядровым. Она живет около 300 лет, достигая высоты 20-25 метров и толщины ствола 50-80 см. Древесина груши – плотная, твердая, однородная и малосучковая, прямослойная, розоватая с легким сиреневым оттенком. Чем старше древесина, тем она темнее. Грушевая древесина очень трудно поддается инструментальной обработке, однако срез от стамески получается четким и чистым. Именно в силу этой особенности груша – один из любимейших материалов скульпторов-резчиков: на ней прекрасно прорабатываются мельчайшие детали и тонкие линии. Грушу используют для изготовления облицовочного шпона, моделей для литья, а также – линеек, треугольников и рейсшин.

Отполированная грушевая древесина имеет красивую глянцево-матовую поверхность, поэтому ее применяют в музыкальной промышленности в качестве заменителя черного дерева. К тому же детали музыкальных инструментов, изготовленные из грушевой древесины, очень хорошо подвержены глубокому крашению анилиновыми красителями, например, нигрозину. Не составляет большого труда прокраска небольших деталей из грушевой древесины. Сначала их вымачивают в водном растворе танина или проваривают в отваре дубовой коры (или в отваре чернильных орешков), сушат и около суток выдерживают в растворе медного купороса. Надо отметить, что изделие начинает чернеть на глазах. Однако натуральный цвет древесины дикой груши красив сам по себе, поэтому художественные работы из нее окрашиваются в исключительных случаях. Достаточно протереть их поверхность льняным маслом или восковой мастикой и красивый темно-коричневый цвет с легким матовым блеском – налицо!

Древесина дикой груши очень высоко ценится в мебельном производстве: из нее изготавливается мебель наивысшего качества.

Кора груши применяется в красильном производстве. Отвары грушевой коры очень равномерно и прочно способны окрашивать, как тканевые полотна, так и древесные изделия.

Яблоня имеет твердую, тяжелую, безъядровую древесину, склонную к быстрому высыханию. Изделия из хорошо высушенной яблоневой древесины не дают трещин и не коробятся. Древесина дикой яблони гораздо прочнее и плотнее садовой и к тому же более стойка к гниению. Она имеет прямой ствол, что позволяет делать из нее доски и брусья. При благоприятных условиях дикая яблоня может прожить 200 лет, достигая в диаметре 40 см. Ее высокая прочность и износостойкость высоко ценится специалистами и применяется при изготовлении зубьев деревянных грабель, колодок рубанков, топорищ. Она незаменима в работах над миниатюрной скульптурой, где выполняется тонкая резьба. При инструментальной обработке на ней остается гладкий глянцевый срез. Яблоня прекрасно шлифуется, полируется, поддается лощению, а пропитанная льняным маслом (или натуральной олифой), она приобретает темно-коричневый цвет и становится более прочной.

Древесина садовой яблони по причине винтообразного ствола имеет оригинальную неповторимую текстуру, а древесина ее комлевой части и корней – волнообразную. Именно поэтому без дополнительной технологической обработки ее используют для изготовления дачной мебели.

Древесина черемухи плотная, прочная, крепкая и гибкая, влагоустойчивая, при высыхании не коробится и не дает трещин. В силу прямолинейности древесных волокон хорошо протравливается и равномерно окрашивается. После полирования и лощения приобретает стекловидный блеск. Молодая черемуха имеет светлый цвет, а старая – красно-бурый. Она прекрасно подвергается инструментальной обработке, но раскалывается с трудом. Для высушивания изделий, воспринимающих большую нагрузку и подвергшихся намоканию, требуется достаточно продолжительное время. Например, в Сибири из древесины черемухи выплетают вместительные кузова саней, а в средней полосе России жители деревень и сел плетут красивые и прочные корзины. В мебельном производстве черемуха используется при изготовлении легкой плетеной мебели для санаториев, домов отдыха, открытых (пляжных) кафе.

Ива имеет легкую, мягкую, малоусыхающую древесину, не подвергающуюся растрескиванию. Одним из уникальных ее свойств является повышенная гибкость. При длительном пребывании в воде она окрашивается в серо-фиолетовый цвет с розовым или голубоватым оттенком. Ива, растущая в воде (нижняя часть ствола и корни), тоже может быть фиолетового цвета. В старину крестьяне заготовляли ветви ивы «безвершинным способом». Сначала спиливалась верхняя часть дерева, которая затем использовалась для изготовления поделок в домашних условиях или просто на дрова. К осени оставшаяся часть ствола обрастала молодыми побегами, которые затем отрезались и применялись в плетении корзин, лаптей, туесков и т.д.

Ива имеет несколько культурных видов – прутьевидная, пурпурная и др. В настоящее время на современных корзиночных заводах ее выращивают на специальных участках, используя в производстве корзин, различных сувениров и т.д.

Особого внимания заслуживают акация и тополь. Казалось бы очень простые, знакомые нам всем деревья. Тем не менее, результаты исследований структуры этих деревьев в своей основе несколько парадоксальны. Существуют несколько мнений о том, к какому типу они относятся: ядровые или безъядровые?

Белая акация имеет широкое черно-серое или зелено-бурое ядро. Она прочна и имеет затейливое переплетение волокон, с трудом поддается инструментальной обработке даже в сухом состоянии. А влажная ее древесина склонна к хрупкости. Белая акация хорошо полируется. Она применяется в изготовлении ручек инструментов, инкрустации.

Душистую акацию большинство исследователей относит к безъядровым. Она имеет светлую свилеватую текстуру, мягче своей «сестры», лучше поддается резке. Так же, как и белая, хорошо полируется. Хорошо подходит для разного рода инкрустаций, не трескается.

Существует достаточно много разновидностей тополя. Наиболее популярны в России – обыкновенный и пирамидальный. Тополь обыкновенный имеет ядро желтовато-бурого цвета и широкую заболонь белого цвета. Годичные слои этого дерева достаточно широкие, текстура древесины крупнослойная и выразительная, хорошо поддающаяся окрашиванию и отделке. Пирамидальный тополь относят к безъядровым. Его древесина очень мягкая и прямослойная. Сердцевинные лучи очень узкие, сосуды мелкие, из-за небольшой толщины слоев используется для изготовления небольших разделочных дощечек, перекладин и т.д.

Лесной мир многообразен: невозможно рассказать обо всех существующих в нем древесных породах. Но в общих чертах хотелось бы сказать о некоторых ценных, ограниченно распространенных, деревьях. К ним относятся: каштан, чинар, орех, красное дерево, черное дерево, баккаут. Их древесина обладает яркой красивой текстурой и характерным цветом. Например, у ореха коричневый цвет, а древесина красного дерева может быть светло-желтой и темно-красной. Эти ценные породы крайне редко используются в виде массива, чаще из них получают строганый шпон для облицовки или фанеровки изделий, выполненных из сосны, ели, осины и т.д.

Красное дерево очень хорошо полируется и лакируется, поэтому под него имитируют орех, вяз, акацию, рябину, ясень.

Древесина черного дерева (эбен) – тяжелая и твердая, ядровая. Имеет заболонь белого цвета. Поддается только шлифованию, не полируется и не лакируется. Под черное дерево имитируют дикую грушу, дуб и ольху.

Древесина баккаута или, как его называют, железного дерева, имеет бурый, коричневый, желтоватый или зеленоватый цвета, очень плотная, поэтому даже в сухом состоянии тонет в воде. Строгается очень тяжело, не колется.

Необходимо отметить, что для столярного дела пригодны и кустарники. Например, сирень имеет достаточно твердую и плотную древесину. При окраске соляной кислотой она приобретает пурпурный цвет и прекрасно подходит для изготовления инкрустаций. Древесина крушины, лесной жимолости, боярышника также очень твердая (ее твердость можно сравнить с твердостью кости). Они прекрасно полируются, не дают трещин при инструментальной обработке.

В заключение хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что все вышесказанное о породах деревьев дает неточную, лишь приблизительную картину об их свойствах, структурных особенностях, текстуре и т.д. Важнейшим фактором их особенностей являются климатические условия, в которых живут эти деревья. В разных районах с различными почвенными и климатическими условиями наблюдаются отклонения в их возрасте, размерах, прочности, плотности и др.

Ива (ветла, ракита, верба)

Ива, ветла, ракита, лоза, лозина, верба (англ. — willow; лат. — Salix) — растение из семейства Ивовые (лат. Salicaceae) — род листопадных деревьев, кустарников. Родовое название происходит от кельтского sal, близко и lis — «вода», что указывает на преобладающие места обитания. Род Salix относится к старейшим доледниковым растениям. Его область распространения простирается от арктической тундры через умеренную зону вплоть до тропиков и от побережья до альпийских и субальпийских поясов гор. Ивы обнаруживают неповторимое для древесных растений разнообразие видов. Среди них встречаются как крупные деревья высотой до 40 м, так и кустарники различной величины. Многие виды ив — пионеры, которые первыми заселяют брошенные земли.

Классификация:

Одним из наиболее известных и широко распространенных видов древовидных ив является ива белая, или серебристая (Salix alba), которую в России чаще всего называют по-другому — ветла.

Растёт ива белая по всей Европе, в нашей стране заходит за Урал, на юг Западной Сибири. В Европейской части распространена до границ лесной зоны на севере и лесостепной на юге. Часто встречается в поймах Волги, Кубани, Дона, Днепра, Урала, Оби и других крупных рек, образуя там ивовые леса.

Это крупное дерево высотой 20—30 м, с мощным стволом, который достигает в диметре 1,5 м и покрыт трещиноватой, серой корой. Очень эффектны молодые ветви — тонкие, свисающие, на концах серебристо-опушенные. Более старые побеги голые, блестящие, желтовато- или красно-бурых тонов. Листья очередные, ланцетные, длиной до 15 см, в молодости шелковисто-беловатые, позже — сверху темно-зеленые, голые, снизу серебристые, шелковисто-опушенные, что делает дерево очень красивым при малейшем дуновении ветра. Цветочные сережки развиваются одновременно с листьями. Растет быстро, светолюбива, морозостойка, малотребовательна к почвам, хорошо переносит городские условия. Размножается семенами и вегетативно. Это растение отлично размножается как летними, так и одревесневшими черенками. Процент укоренения близок к 100. Бывают случаи, когда укореняются даже колья, вкопанные в землю. Доживает до 100 лет. Является неотъемлемым элементом в композициях больших парков и лесопарков, расположенных на берегах крупных водоемов. Ценное дерево для быстрого озеленения новостроек и промышленных объектов. Используется в группах и при обсадке дорог.

Ива козья (Salix caprea) — бредина, или ракита. Это наиболее широко используемый в озеленении вид, дико произрастающий в Европе, лесной зоне России, в Центральной Азии. Небольшое дерево высотой 12—15 м и диаметром ствола до 75 см, с округлой, густооблиственной кроной, реже — высокий кустарник.

Ива ломкая (Salix fragilis), или ракита, произрастает практически по всей Европе, доходя на востоке до Волги. Дерево средней величины (15—20 м) с шатровидной кроной и ломкими ветвями, за что и получила свое видовое название.

Ива остролистная (Salix acutifolia), или шелюга красная, краснотал, верба, встречается по всей европейской части России — от лесотундры на севере до Предкавказья на юге и почти до Аральского моря на востоке. Представляет собой кустарник или дерево высотой до 8 м с овальной кроной средней густоты и пурпурно-красными, прутьевидными, гибкими побегами, покрытыми легко стирающимся сизым налетом.

Ива пятитычинковая (Salixpentandra) встречается по всей европейской части России и в Западной Сибири. Представляет собой дерево высотой до 12 м или кустарник с округлой, густой кроной.

Из интродуцированных видов наиболее известна ива вавилонская (Salix babylonica) родом из Китая. Это дерево высотой 10 —12 м и диаметром ствола до 60 см. Крона широкая, плакучей формы. В культуре выращивается на юге Европейской части. Слабо устойчива к морозам, поэтому севернее разводят ее гибриды с ивой белой, почти не уступающие исходному виду в декоративности.

Ивовые леса

Ивовые леса, или ивняки — это насаждения, сформированные древовидными ивами. Кустарниковые ивы образуют заросли (тальники или лозняки). Ивовые леса из ивы белой (ветляники) распространены в Европе, Малой и Центральной Азии, в северо-западной части Африки, из ивы трехтычинковой — в Евразии и Северной Америке, из ивы козьей — в Восточной Азии.

В России ивовые леса встречаются в лесной и лесостепной зонах Европейской части, на Северном Кавказе, на юге Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Площадь ивняков лесного фонда России составляет свыше 800 тыс. га с запасом древесины около 10 млн м\ Площадь тугайных лесов из древовидных ив джунгарской и южной составляет в Волгоградской и Астраханской областях около 60 тыс. га. Ивовые леса из ивы белой в основном сосредоточены в поймах крупных рек (Волги, Дона, Кубани, Урала, Оби и др.). В Сибири и на Дальнем Востоке лесообразующими породами являются ива белая, росистая, трех- и пятитычинковая, а также ива Шверинга.

Древесина ивы:

Ива — рассеяннососудистая ядровая порода с широкой белой заболонью, нерезко отграниченной от буровато-розового ядра. Годичные слои и сердцевинные лучи заметны слабо, сосуды мелкие. Что же касается её текстуры, то древесина ивы имеет прямослойное строение, в основном с прямыми годичными слоями на радиальном разрезе. В целом текстура невыразительна.

Показатели макроструктуры ивы близки к показателям тополя, т. е. ее древесина имеет высокую равноплотность (нет резкого отличия между строением ранней и поздней древесины годичных слоев). Как и у многих рассеяннососудистых пород, анатомические неровности на поверхности продольных разрезов составляют 30 —100 мкм. Число годичных слоев на 1 см у ивы белой, произрастающей в центральных районах Европейской части России, составляет в среднем 3,6.

По своим свойствам древесина ивы близка к липе и тополю. Она относится к среднеусыхающим породам. Способность удерживать крепления (гвозди и шурупы) примерно такая же, как у осины и липы.

Защитными составами древесина ивы пропитывается хорошо. В процессе сушки пиломатериалы из ивы склонны к короблению. Стабильность размеров и формы изделий из ивы удовлетворительная.

Благодаря высокой равноплотности, прямослойности и равномерному распределению свойств по объему ствола, хорошо обрабатывается всеми видами режущих инструментов. Как и древесина тополя, имеет склонность к образованию мшистости и ворсистости. Хорошо клеится, шлифуется и окрашивается.

Область применения древесины ивы:

Наиболее известное применение древесины ивы — производство плетеных изделий, корзин, мебели и т. д. Изготовление таких изделий, значительно сократившееся к середине XX века, в последнее время вновь переживает подъём в связи с ростом интереса потребителей к экологически чистой продукции.

Кора ивы содержит около 16% танинов, поэтому широко используется для получения дубильных веществ, необходимых в кожевенной промышленности.

Лёгкая и мягкая древесина ивы не имеет широкого применения в деревообработке, однако растущие потребности в сырье для плитной и целлюлозно-бумажной промышленности делают плантационное выращивание ивы перспективным. Уже упоминались осуществляемые проекты выращивания ивы для решения проблем развития биоэнергетики.

Древесина ивы используется в производстве спичек. В обиходе применяется для изготовления различных бытовых изделий наравне с липой и тополем, а в южных малолесных районах России — в строительстве индивидуального жилья.

С развитием технологии клееных изделий из древесины «неперспективных» пород возможно повышение спроса на древесину ивы, о чем свидетельствует развивающееся производство мебельного щита из тополя, сходного по свойствам с ивой. Впоследствии этот щит облицовывается шпоном ценных пород или синтетическими материалами.

Большое значение имеют ивовые насаждения для осуществления защиты берегов рек и водоемов, автомобильных дорог от эрозии и оползней. Выведено множество декоративных форм, широко применяемых для озеленения городов.

Ива включена в Британскую травяную фармакопею. Кору, листья и побеги ивы в нашей стране используют пока только в народной медицине в качестве противовоспалительного, жаропонижающего, анальгетического средства при простудах и заболеваниях суставов, а также ее применят в гомеопатии.

Заготовка ивовых прутьев

Для более продолжительного пользования (в течение 40 — 50 лет) ивняками для получения прутьев на плетеные изделия, необходимо установить правильную срезку их, чем поддерживается производительность пней. С этой целью в первые 5 лет ежегодно срезаются прутья для плетения, затем дают им расти 2—3 года — для получения обручей, потом снова 2 — 3 года срезают прутья ежегодно и т. д., правильно чередуясь; или при всяком ежегодном срезании прутьев оставляют на каждом пне по 1—2 прута на 2—3 года, для возращения обручей.

Не менее важен способ резки и употребляемые при этом орудия: не следует срезать всех прутьев пня разом, с одного взмаха, а потому топор и косарь менее пригодны, чем нож, серп или ножницы; срез должен быть гладок и сделан поближе к пню, причем комелек (остаток прута) не больше 2 см. Заготовленные для плетения годовалые прутья связываются в пучки или вязанки (0,60 — 1,0 м в окружности; рабочий заготовляет в день 15 — 20 вязанок); трёхгодовалые прутья для обручей очищаются от ветвей (рабочий в день заготовляет их 1000—2000 штук) и продаются сотнями и тысячами.

Прутья для плетения сортируются: короче 60 см, очень ветвистые и с поврежденной корой, составляют «зеленый товар», остальные, лучшие, белый — очищаемый от коры различными способами. Высший сорт белого товара получается от S. purpurea с S. Lambertiana и S. Uralensis, S. viminalis, S. amygdalina, S. Hyppophaefolia и S. purpu raea + S. viminalis, a также от S. acuminata, S. longifolia, S. stipularis, S. daphnoides, S. viridis и S. undulata; обручи заготовляют преимущественно из S. viminalis, S. Smithiana и S. acutifolia; на подвязку виноградной лозы идут (во Франции) прутья S. alba var. vitellina, более же крупные материалы — дуговой лес доставляют S. alba и её помеси: S. excelsior, S. Russeliana, S. viridis и S. palustris.