Торец фанеры текстура

Браширование: принципы искусственного состаривания древесины

Для текстурирования дерева используют различные технологии. Выбор того или иного метода определяется в первую очередь объемом работ и особенностями заготовок. Выделяют несколько техник состаривания древесины.

Браширование ручным инструментом – это наиболее примитивная технология, основанная на использовании щетки с жесткой металлической щетиной. Такой метод обеспечивает неглубокое текстурирование поверхности и довольно трудоемкий. Но он отлично подходит для единичного изготовления небольших деталей.

Браширование электромеханическим инструментом – наиболее массовая, доступная и производительная технология, которую применяют для текстурирования доски в домашних и промышленных условиях. В качестве основного инструмента для выборки мягких волокон используют насадки в виде щеток на болгарку или дрель, а также специальные брашировальные машинки.

Браширование на станках – промышленная технология, ориентированная на массовое производство деталей. За один проход через станок деревянная заготовка подвергается полному циклу браширования – обрабатывается металлической, шлифовальной и полировочной щетками.

Пескоструйная обработка – менее популярная технология, при которой поверхностные волокна древесины устраняются не металлическими щетками, а струей песка поданной под давлением. Текстура имеет мягкие перепады, глубокий рельеф и не нуждается в дополнительной шлифовке. Технология ориентирована на промышленные объемы.

Текст авторский

И. Гардт

Некоторое время назад на одном форуме был задан вопрос по поводу обработки торцов фанеры.

При цветном тонировании фанеры после покрытия лаком на торцах из-за разной впитывающей способности слоев шпона после второго, и даже после третьего нанесенного слоя, остаются шершавые «проплешины» на поперечных слоях шпона — слоях, которые сильнее впитывают лакокрасочное покрытие (далее ЛКП). Даже при условии, что вы сначала проходите ЛКП торцы по периметру, затем задуваете плоскость детали с двух сторон, по два слоя на плоскость с промежуточной шлифовкой абразивной губкой — на каждый торец приходится по 4 слоя ЛКП. И всё равно местами остаются «проплешины», которые ухудшают эстетический вид изделия.

Раньше приходилось по несколько раз шлифовать и повторно проходить ЛКМ отдельно торец. Сейчас для решения этой проблемы я использую смесь шпаклевки с добавлением клея Kleiberit(или ПВА) и воды.

Для приготовления смеси, вначале добавляю немного воды в шпаклевку, чтоб сделать её чуть пожиже, затем добавляю клей из соотношения примерно 1:5 (клей, шпаклевка), перемешиваю и затем добавляю ещё воды, чтоб довести смесь до состояния жидкой сметаны.

Полученная смесь наносится на торец жёсткой кистью поперёк, а затем вдоль торца детали.

Смесь заполняет все поры и небольшие дефекты внутренних слоёв шпона (выбоины, сколы, межслойные пустоты), поперечные волокна пропитываются клеем и грунтуются. Смесь довольно быстро сохнет, и легко шлифуется абразивной губкой средней жёсткости с зерном Р120-Р150

Далее покраска. На образце я использовал белый полиуретановый высокоглянцевый лак, так как он уже был разведён для покраски деталей заказа. Нанесение ЛКП краскопультом, первый слой грунтовочный (торцы, плоскость, после высыхания торцы и вторая плоскость)

после промежуточной шлифовки абразивной губкой, наносится второй слой на фасадную плоскость(на торцах получается третий), если есть необходимость или деталь является видимой с двух плоскостей, тогда и на вторую сторону наносится второй слой ЛКМ.

Как мы видим на образце, участок торца, который мы прогрунтовали, уже прекрасен, а участок без грунтовки требует шлифовки и ещё минимум одного слоя ЛКП.

И собственно сама деталь: вид на плоскость, два слоя ЛКП с промежуточной шлифовкой.

Данный лак обладает очень высоким сухим остатком, и два слоя практически полностью закрывают рисунок волокон древесины, превращая древесину в пластик с лёгкой фактурой.

Далее, для примера несколько фото с прогрунтованными торцами, покрытие ; тёмно-коричневый байц, бесцветный шелковисто-матовый лак в два слоя.

Как сделать финишное покрытие изделий из фанеры.
Фанера удобный листовой материал для проведения отделки
помещений и изготовления мебели. Действительно,
не надо строгать доски, склеивать столярные щиты
и выравнивать поверхности. Фанера к тому же материал
прочный, хотя и имеет некоторые недостатки. Проблемой
бывает выбрать способ покрытия, чтобы простая однотонная
древесина выглядела достаточно солидно.
Конечно есть и другие вопросы, в большей степени связанные с обработкой кромок и некоторым опасением возможного расслаивания шпона в процессе эксплуатации. Что касается кромок, то их лучше заклеить шпоном, или деревянными рейками. Так детали из фанеры будут мало отличаться на вид от заготовок из массива дерева. Чтобы предотвратить расслаивание, лучше выбирать в качестве материала качественную мебельную влагостойкую фанеру и тщательно проводить герметизацию поверхности влагостойкими грунтовками и лаками.

Березовая фанера очень популярный и качественный материал для изготовления мебели. Но береза не имеет собственной ярко выраженной текстуры и расцветка поверхности довольно однообразна. В тоже время современные лако красочные материалы дают много возможностей для проведения финишной отделки под любую породу древесины, надо только выбрать подходящие расцветки тонировки, пигментных красителей и лаков.
После выпиливания деталей мебели по нужным размерам и форме, проводится чистая обработка кромок и вышкуривание поверхности. При шлифовке фанера отличается от массива дерева тем, что её нельзя выравнивать крупной наждачной шкуркой, так как проявятся нижние слои шпона. Если это случилось, то в большинстве случаев это брак и для покрытия лаком такие заготовки не подойдут. Поэтому шлифовка проводится мелкой шкуркой и очень аккуратно.

Для выравнивания оттенка цвета, первым слоем наносится морилка кондиционер. Цель использования этой часто бесцветной краски, это выравнивание оттенка поверхности, так как береза часто окрашивается неравномерно, просто пятнами. Впрочем похожий результат можно иметь и при применении отбеливания, только в дальнейшем придется выравнивать цвета с помощью нескольких слоев лака смешанного с красителем. Обычная грунтовка чаще применяется для подготовки перед окрашиванием непрозрачными красками.
Для покрытия изделий из березовой фанеры хорошо подходят морилки на водной основе. Только в таком случае лучше использовать для финишных слоев водный лак, иначе отделка может получиться недостаточно стойкой.
Для покрытия морилкой можно использовать как распылитель, так и мягкую кисть. При работе с кистью надо обязательно иметь под рукой чистую тряпку, которой можно будет быстро разровнять слой краски и удалить лишнее.

Открытые кромки впитывают краску сильнее, чем основная поверхность фанеры. Поэтому кромки лучше закрыть обкладом из брусков, или проходить кистью отдельно, в несколько слоев, до полного выравнивания цвета. После подсыхания первого слоя заготовки надо слегка пройти мелкой шкуркой, номеров 180-200, чтобы сбить ворсу. Далее наносится как минимум 2-3 слоя лака для закрепления краски.
Лак так же можно выбирать смешанный с красителями, для отделки под выбранную породу дерева. Можно и самому смешать лак с пигментом, подбирая нужный колер. Собственно так обычно и делается, так как заказчик выбирает совершенно определенные расцветки, которые подходят к интерьеру помещения.
Кроме морилок существуют специальные краски тонировки. Здесь выбор расцветок ещё больше, так как краски не ограничены только расцветками пород древесины. Для получения нужного оттенка краски смешиваются между собой, разбавляются растворителем, или основным лаком. Только при этом необходимо при покупке выбирать лако красочные материалы одного вида.